all152

В повседневной жизни, в числе выразительных форм, выражающих чувства, эмоции, отношение к чему-либо люди используют разговорную речь, эпистолярный жанр, а так же литературные произведения, работы научного характера.  Для создания наиболее яркого, точного образа и достижения наилучшего результата в описании событий и эмоций применяются слова, используемые в переносном смысле, называемые тропами.

Троп — перенос смыслового значения целого выражения или отдельного слова с одного объекта на другой для достижения наиболее полной художественной выразительности. Основных тропов насчитывается порядка шестнадцати.

Центральное место среди них занимают метафора и аллегория.

Метафора

Метафора (от греческого metaphora — перенос) образное усиление качества, свойства, формы либо значения одного предмета или явления при использовании качества, свойства, формы либо значения другого предмета или явления, обладающего данными характеристиками.

Метафора

Собачий вой – вой ветра (образное усиление характеристики ветра). Термин «метафора» охарактеризовал и активно применял в своих трудах Аристотель. Перенос смыслового значения с буквального, полученного от природы на переносное, дающее возможность более точного раскрытия литературного образа. В понимании Аристотеля, метафора имеет много общего с преувеличением (гипербола), иносказанием (синекдоха), уподоблением, сравнением.

Метафорические обороты речи в каждом отдельном случае преследуют одну из целей:

  1. Номинативную (найти название тому, что его еще не имеет),
  2. Характеризующую, предикативную (подбор точных характеристик, используя синонимические возможности языка).

Функции метафоры

  • Когнитивная – слово приобретает абстрактный характер («кучка людей» — небольшое количество).
  • Мнемоническая – оценочная природа объекта, способствующая наилучшему запоминанию информации о нем. Чаще всего встречается в сочетании с другими функциями (волки — санитары леса).
  • Резкая (диафора) – использующая понятия, далеко находящиеся друг от друга (океан любви, море эмоций).
  • Стертая (эпифора) – привычная, используемая в повседневной разговорной речи (пришла зима, спинка кресла).
  • Образная – основывается на характеризующих свойствах, использует скрытые сравнения (острый ум).
  • Генерализующая– сематическое преобразование из отождествляющего в предикатное (определяющее характерные признаки) (произносится «Лиса» — подразумевается «хитрая, ловкая»).
  • Метафора-формула— напоминает стертую, отличаясь невозможностью преображения из переносного значения в буквальное (желудок сосет).
  • Реализованная метафора подразумевает использование переносного значения как прямого (Вышел из себя).
  • Стилеобразующая– отражает индивидуальный стиль в литературе, в речевой стилистике разговорного и научного языков и т.д. (метафоры А.С. Пушкина отличается от метафор С.А. Есенина).
  • Жанрообразующая– раскрывающая принадлежность к определенному литературному жанру (сказка, загадка, пословица, афоризм).
  • А так же объяснительная, ритуальная, этическая, игровая, оценочная, и некоторые другие.

Книга метафора

Типы метафоры

  1. Антропоморфизм (солнце поднимается, садится), перенос от конкретного к абстрактному (жена пилит, раздувает скандал, ест поедом), синестезия (бархатный тембр, мягкий запах).
  2. Сухие метафоры – констатация предмета при отсутствии художественного образа (глазницы окон, усы колосьев).
  3. Развернутые метафоры – переносное значение используется на протяжении целого сообщения либо достаточно большой его части (Отговорила роща золотая березовым веселым языком).

Ценность метафорических речевых оборотов заключается в трансформации обыденного смыслового или качественного значения в значение образное, возвышенное, глубоко эмоциональное. «Спит ковыль, равнина золотая…», «Утону в твоих глазах…», «Окно в Европу…».

Аллегория

Аллегория (allegoria от греческого – иносказание) выражение характеристик абстрактного объекта посредством реально существующих предметов и образов. Сердце со стрелой, ромашка – реальные образы, характеризующие такое чувство как любовь.

Аллегория

С древних времен используется в притчах, сказках, баснях, мифологии. С помощью аллегории складывается смысловая характеристика природных явлений, качеств человеческого характера, времен года, атмосферы, ситуаций, настроения через конкретные и общедоступные понятия, нередко наделяемые качествами живых существ.

Отображение этапов жизненного пути человека с проекцией на времена года. Жизнь как таковая не имеет собственного конкретного образа. При этом четыре времени года – события, имеющие реальные образы, характеризующие каждое из них. Способ проецирования каждого на отдельные этапы жизни человека позволяет создать визуальный, и даже осязаемый образ происходящего.  Весна – зарождение новой жизни, лето – время роста и развития, осень – период мудрости и опыта, зима – увядание, старость.

  1. Сова – отображение мудрости и знаний.
  2. Держава и скипетр – власть.
  3. Фемида – правосудие.
  4. Кукушка – мать, бросившая своих детей.

Громовые раскаты – гнев

Отвлеченный смысловой объект по отношению к конкретным понятиям и образам, раскрывающим его сущность, является объектом вспомогательным. Из данной формулы складывается основной показатель аллегории.

В литературе яркими примерами аллегории служат басни И.А. Крылова, где природа человеческих взаимоотношений и характеров раскрывается на фоне природных особенностей поведения животных и птиц.

В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» примером аллегории является фамилия одного из главных персонажей Юлия Капитоныча Карандышева. С ее помощью автор показал мелкую сущность маленького человека-карандаша.

Что роднит метафору и аллегорию

  • Аллегория и метафора являются членами одной семьи. Они – тропы, риторические фигуры, используемые для усиления речевой выразительности.
  • Из числа шестнадцати основных тропов, как иносказательный элемент аллегория ближе всего находится именно к метафоре.
  • Зачастую ее, аллегорию, трактуют как последовательность нескольких метафор, представляющих единый законченный образ.
  • Аллегория и метафора широко используются в литературе и ораторском искусстве.

Отличия аллегории от метафоры

  1. Аллегория основывается на конкретных символах, служащих абстрактному толкованию.
    Метафора не использует абстракции. Она переносит характеристики одного конкретного объекта на другой конкретный объект.
  2. Аллегория при определении характеристик абстрактного объекта посредством реальных образов сохраняет смысловую логику.
    В метафоре логический акт иносказания отсутствует.
  3. Аллегория может являться главенствующим приемом литературного жанра (при описании абстрактных отношений и понятий).
    Метафора, в силу своих свойств, как самостоятельный прием не используется.
  4. Метафора используется в разговорной повседневной речи.
    Аллегория, являясь более сложной по своей структуре, в обыденной речи практически не используется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить