ppp999

В последние годы все чаще возникают дискуссии, в которых употребляются термины «республика» и «область». Порой неправильное их толкование и понимание способно ввести человека в заблуждение, привести к ошибочным выводам при оценке различных политических и социальных процессов. Эта статья призвана в сжатой форме раскрыть эти понятия и разграничить их.

Зачем нужна республика

В средние века развитие государств потребовало совершенствования механизма управления ними. Передовые мыслители того времени старались использовать опыт древних греков и римлян по созданию демократического устройства государства. Это означало, что его руководители занимали свои посты по воле народа, в отличие от божественного права или наследования престола.  В этом и состоит основное содержание понятия республики.

Сегодня в подавляющем большинстве государств мира действует республиканская форма управления. Все высшие органы государств на определенный период избираются гражданами соответствующей страны, которые в полной мере имеют личные и политические права и свободы. Распространена также практика избрания органов государственной власти парламентами суверенных государств. Способ передачи власти по наследству либо другим не выборным образом – исключается.

Современные республики в отличие от древнеримских в своих главных законах-конституциях устанавливают четкие правила взаимоотношений общества и государства.  В них подчеркивается представительский характер власти, которую избирает народ.

Конституции государств могут закреплять их унитарное или федеративное устройство. К первым относятся, например, Италия и Франция, ко вторым Германия, США, Российская Федерация, Швейцария. Республики, как суверенные государства, могут быть членами различных союзов государств с разной степенью их независимости.

В этих документах декларируется принадлежность власти народу и отсутствие привилегированных групп и классов. Однако практика показывает, что те группы людей, которые  сосредоточивают власть и материальные блага, нередко для достижения своих целей манипулируют людьми. Для получения нужного результата используются социально-политические технологии, огромные финансовые ресурсы.

22 республики России

22 республики России

Республики отличаются по распределению полномочий между ее высшими органами. Так, в парламентской республике власть преимущественно  принадлежит парламенту, формирующему исполнительный орган и назначающему его руководителя. В президентской отношения между высшими органами власти регулирует президент страны, который:

  • Назначает правительство.
  • Представляет парламенту проекты законов.
  • Руководит внешней политикой.
  • По должности является верховным главнокомандующим.

В смешанных республиках обычно сильна власть президента и широкие полномочия у правительства. В таких государствах правительство несет ответственность перед парламентом и президентом.  В некоторых странах с государственной религией создаются теократические республики, в которых парламент и президент подотчетны религиозному лидеру.

Что такое область

В России областью именуется крупная административно-территориальная единица, создаваемая для удобства управления территориями и решения других социально-экономических задач. Такая практика имеет место и в некоторых других странах. Область не обладает политической самостоятельностью. В своей совокупности области выступают функциональным элементом системы управления территориями.

Они должны обеспечивать сбор налогов и других обязательных платежей, обеспечивать выполнение не своей территории прочих функций государства. Помимо РФ области существуют в Армении, Беларуси, Казахстане. Киргизстане, в Таджикистане, Узбекистане, Украине, а также в Бангладеш и Болгарии.

Образование областей в Российской империи началось в XVIII веке. Со временем многие из них преобразовывались в другие территориально-административные единицы или включались в их состав.

Во время гражданской войны активизировались движения националистов, требовавших федерализации и автономии областей. Это приводило к тому, что отдельные области распускались из-за конфликтов в их руководстве или сепаратизма. Позже часть областей была преобразована в автономные советские социалистические республики.

В 30-е годы прошлого века шел процесс создания больших областей. Они сначала включали в себя ликвидируемые губернии. Затем эти области делились на более мелкие. При этом некоторые из них упразднялись. Когда закончилась Великая Отечественная война, и некоторые народы были депортированы из родных мест, статус республик, где они жили до депортации, снизился.

В Крымскую область была преобразована Крымская АССР,  в Грозненскую область- Чечено-Ингушская АССР. Отдельные области получали новые названия. Другие упразднялись, а спустя некоторое время восстанавливались.

Сегодня в России из 85 субъектов федерации 46 имеют статус областей. В стране в 2000-е годы проходил процесс преобразования областей в края, укрупнения областей.
Области России

В чем отличия

Республики и области отличаются по ряду принципиальных признаков:

  1. Республика является субъектом государственной власти. Область никакой политической самостоятельностью не обладает.
  2. Республика имеет свою конституцию. Область функционирует в своих территориальных пределах на основании утвержденного законодательным органом страны документа.
  3. В зависимости от типа республики ее возглавляет президент. Парламент является законодательным органом, правительство – исполнительным. Президент может возглавлять исполнительную ветвь власти. Область только реализует волю высших органов республики, в том числе посредством издания местных правовых актов.
  4. В республике, как правило, действует принцип разделения высшей государственной власти, законодательно разграничены полномочия каждого органа. Область призвана исполнять их решения.
  5. Президент республики согласно большинству конституций несет правовую ответственность за свои действия и в определенных конституцией случаях может парламентом отстраняться от должности. Руководитель области несет гражданско-правовую и уголовную ответственность за допущенные им нарушения закона.
  6. Возглавляющий республику президент представляет государство перед другими субъектами международных отношений, выступает от его имени. Область не является субъектом международного права.
  7. Президент республики избирается ее гражданами или парламентом на определенный срок. Руководитель области, являясь государственным чиновником, может назначаться главой государства и им же освобождаться от должности.
  8. Наименование республики, ее границы носят устойчивый характер и могут быть изменены только по решению законодательного органа республики. Название и границы области изменяются решением этого органа в соответствии с потребностями государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить