veent2

Казалось бы, Ислам – для мусульман единая религия. Но со времен династии Омейадов (примерно середина седьмого века) стали проявляться разногласия в исламской религии на почве политических, этнических и конфессиональных противоречий.

Выражалось это в возникновении разных течений в среде мусульман. Основное противоречие – взгляды на способ передачи власти (по праву рода или выборы), отношение к иноверцам.

Практические проблемы тоже постепенно начали приводить к конфликтам – решение юридических споров, правила повседневной жизни, празднование религиозных дат. Рождением раскола среди мусульман, можно считать дату смерти Пророка Мухаммеда (8 июня 632 года в возрасте 63 лет)

В средневековье к этим разногласиям стала примешиваться идеология – отношение к догмам ислама. По официальным источникам, около 85-90 % мусульман – сунниты. Остальные пятнадцать делятся между шиитами и многочисленными исламскими сектами.

Ислам

Сунниты

Сторонников Ахлю Сунна валь-Джамаат (ахль ус-сунна) среди мусульманского населения планеты подавляющее большинство. Они приверженцы «классического» прочтения Корана.

Сунниты считают, что прямыми преемниками Мухаммеда были четыре праведных халифа. Следуют суннам Пророка, исповедуют Исламские ценности, не отступая от Священного Предания. Считают, что именно мусульманская община вправе брать на себя руководство в решении различных вопросов.

Сунниты

Суннитами признаются всего четыре мазхаба, имеющих небольшие различия в богословских и правовых вопросах.

Салафиты

Ученики ханабалитского мазхаба. Относятся к одному из ответвлений исламского течения – суннитизма. Салафия – следование предшественникам. Салафиты считают своей задачей борьбу за чистоту Ислама. Отвергают биды, начиная с новопрочтений и толкований Корана, заканчивая приносимыми в мусульманство «западными нововведениями».

Салафиты

Общие черты

Раскол, начавшийся в середине седьмого века, разделил мусульманский мир на два основных течения – суннизм и шиитизм. Тогда же появились секты, которые не принимались во внимание в силу малочисленности.

Но среди суннитов тоже нарастали небольшие разногласия, что выразилось в появлении нескольких направлений – мазхабов (богословско-правовые школы). С течением времени признание получили только четыре из них:

  1. Маликитский. Его основатель – Малик ибн-Анас.
  2. Ханафитский.
  3. Щафиитский, основанный Мухаммедом ибн Идрис аш-Шавии, который объединил в себе два первых направления.
  4. Ханбалитский – четвертая школа ортодоксального суннитского ислама. Основатель – Абу Абдуллах ибн Мухаммад аш-Шибани.

Все эти ответвления в суннизме признают главные исламские ценности, приоритет Корана, правильное прочтение сунн Пророка Мухаммеда, «законность» друг друга.

Каждый мусульманин имеет право выбирать любую из школ, становясь ее последователем.

Одним из основных объединяющих вопросов является признание четырех праведных халифов. Это:

  • Абу Бакра ас-Сиддик – тесть и друг Пророка, защищавший его во время хаджа (паломничества). Один из трех мужчин, которые первыми приняли ислам, как свою религию. Стал первым праведным халифом, избранным после смерти Мухаммеда. Уже тогда была попытка раскола – вносилось предложение о выборе двух халифов отдельно для ансаров и мухаджиров (остальные не могли претендовать на власть в силу слабости и малочисленности).
  • Умар, второй праведный халиф. По некоторым источникам, сам Мухаммед дал ему имя аль-Фарук – «различающий истину от заблуждения». До 616 года считал ислам отступничеством. Был советником первого халифа, после смерти Абу Бакра (август 634 г.) принял должность.
  • Усман, халиф, во время правления которого завершено собрание частей Корана в одну книгу.
  • Али ибн Абу Талиб – четвертый из праведных халифов. Он был братом Мухаммеда и его зятем. Для шиитов только его потомки – законные наследники и преемники Пророка.
Али ибн Абу Талиб

Али ибн Абу Талиб

Помимо этого, приверженцы суннитского течения признают три школы ортодоксальных вероубеждений – ашаритскую, матуридитскую и асаритскую.

В чем проявляются различия

Как большинство мусульман, салафиты приняли суннизм, как единственно верное учение. Противоречий в вопросах Ислама у них нет. Салафиты, как и все суннитское общество, категорически отрицают терроризм и не идут по пути активного распространения исламской религии в мире. Для них важно сохранение чистоты мусульманской веры среди «истинно верующих».

Между тремя акыдами, по сегодняшний день представляющими суннитскую доктрину, имеются внутренние отличия.

Проблема состоит в том, что суннизм не приемлет фанатизма ни в какой форме. Эта ветвь придерживается, в основном, «умеренного» пути.

Очень важным принципом считается не силовое «обращение в веру», исправление оступившихся, решение других вопросов.

Терпение, пассивное сопротивление, упование на милость Аллаха. Одним из важных моментов суннизма является рационалистический подход к богословию (калам).

Салафиты – приверженцы ханабалитского мазхаба и асаритского акыда. Самая малочисленная часть суннитов.

Наиболее ортодоксальное ответвление этого течения, не приемлющее никаких отклонений от Корана, только частично соглашающихся с каламом.

Все, кто не считает Коран прямой несотворённой речью Бога – немусульмане (джахмиты).

По мнению салафитов, ни один человек не имеет возможности толковать Коран. Признается только прямое прочтение священных книг, без малейшей попытки внести ясность в малопонятные вопросы, потому, что это идет от человека и не может быть верным. Только Аллах знает смысл всего.

Салафиты не рассуждают над смыслом Сунны, Корана и словами сподвижников Мухаммеда. Основная цель – борьба за восстановление Ислама в первозданном виде, без влияния внешних факторов. Категорически отвергаются малейшие нововведения в любой сфере жизни – от веры, до житейских мелочей.

Паломничество к святым местам считается поклонением мёртвым, обращение к пророкам и праведникам причислено к отрицанию единого Бога.

Любая попытка разделения исламского общества считается раскольничеством. Категорический запрет на разногласия среди мусульман. Все возникающие конфликтные ситуации должны решаться мирным путем, только с помощью Корана и Сунны Мухаммеда.

Салафиты убеждены, что все, кто не мусульмане, не придерживается их догм, в лучшем случае, «заблуждающиеся». В худшем – «неверные». Правила решения спорных вопросов мирным путем по «букве Корана», на них не распространяются.

В наше время салафизм тоже не является единым – делится на «радикалов», «умеренных», «истинных» и «отступников».

Именно в этой части и проявляетсо основное отличие обще суннитскокго течения от салафитского. Потому, что радикальное движение – ваххабиты, причисляют себя к приверженцам салафии и считают свое направление только религиозным.

«Классические» салафиты отрицают ваххабизм, как составную часть своего учения. Этот вопрос до сих пор вызывает споры, как среди мусульман, так и в остальной части мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить