Термины «фабула» и «сюжет» являются привычными для каждого мало-мальски читающего и интересующегося искусством человека. Но, несмотря на свою привычность и кажущуюся понятность, определения данных терминов часто неоднозначны и спорны. Почему? Вероятно по причине тесной взаимосвязи. Для того, что бы определиться, в чем же кроется эта взаимосвязь, а чем эти понятия все-таки отличаются, необходимо рассмотреть их по-отдельности.
Чем является фабула
«Фабула» — (лат. — fabula) фактическая, конфликтная основа повествования. Цепочка событий и фактов, являющихся стержнем при создании произведения какого-либо жанра.
Изначально этот термин употребляли при обозначении литературного произведения конкретного жанра, а точнее сказки, басни, притчи, мифы. В дальнейшем, под влиянием развития литературы и литературных форм, фабулой начинают обозначать часть произведения, являющуюся его основой, центром и меняющуюся лишь по форме изложения.
На этой почве выявились два взгляда на сущность фабулы:
Фабула это сырой материал, не содержащий элементов художественной образности. В качестве образного примера можно привести глину, кусок камня. В том, сколько творчества и в какой форме будет вложено в эти материалы для создания произведения искусства, нет заслуги ни глины, ни камня. Само по себе событие не имеет никакого качественного значения, важно как его преподнесут.
На сегодняшний день приоритет значимости фабулы сохраняется за позицией 2.
Фабулы подразделяют на:
- Романтические.
- Утопические.
- Мифологические.
- Сказочные.
- Реалистические и другие.
Зависит это от оценки окружающей действительности конфликта, а так же от сути объекта, рассматриваемого фабулой.
Пример использования фабулы
Во время изучения документов о восстании Емельяна Пугачева, А.С. Пушкин узнает о судьбе дворянина по имени Петр Гринев. Факт подозрения Гринева в поддержке идей Пугачева становится фабулой к известной повести «Капитанская дочка».
Что такое сюжет
Сюжет (фр. sujet, в буквальном переводе «предмет») — событийный ряд, очередность актов, эпизодов, сцен, скомпонованных по драматургическим правилам повествования.
Сюжет в драматургии может отступать от временной последовательности событий, не придерживаясь строгих хронологических рамок.
К числу наиболее распространенных сюжетов относятся «бродячие» — используемые в фольклоре многих народов, на разных территориях в виде сказок, эпосов, легенд, мифов. В целом направленность сюжетов настолько разнообразна, что все попытки классифицировать их в небольшое количество групп не принесли желаемого результата.
Наиболее полным на сегодняшний день является список, составленный Жоржом Польти (исследователь, француз) в конце девятнадцатого века. В него вошли 36 сюжетных коллизий, повествующих на темы:
- Адюльтер.
- Измена одного из супругов с убийством.
- Бунт.
- Безумие.
- Бесчестные поступки близкого существа.
- Пропаганда безбожия.
- Неосознанная ревность.
- Нежданное несчастье.
- Вновь найденный.
- Достижение.
- Жертвенность.
- Отречение от всего ради страсти.
- Пожертвовать близким ради идеи.
- Затравленный.
- Загадка.
- Любовь, преодолевающая препятствия.
- Любовь к недругу.
- Просьба.
- Месть во имя расплаты.
- Внутриродовая месть.
- Нечаянное кровосмешение.
- Непредумышленное убийство близкого.
- Принесение себя в жертву ради близких.
- Храбрая попытка.
- Похищение.
- Потеря близких.
- Спасение.
- Конкуренция среди близкими.
- Самопожертвование во имя идеала.
- Преступление любви.
- Неравное соперничество.
- Родственная ненависть.
- Муки совести.
- Честолюбие.
- Судебная ошибка.
Пример использования сюжета
Вышеупомянутая история дворянина П. Гринева, послужившей фабулой к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», вылилась в сюжет, рассказывающий о большом историческом событии в истории России, прошедшем через судьбы двух молодых влюбленных и желающих быть вместе молодых людей.
Составляющими сюжета являются пролог, экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, развязка, эпилог. Часть из них входит в структуру произведения в обязательном порядке, некоторые (пролог, эпилог) могут отсутствовать.
Фабула и сюжет – общее и отличия
Оба понятия объединяют тот факт, что они составляют основу любого произведения, обуславливая его тематику и содержание.
Отличия:
- Фабула – что произошло. Сюжет – как об этом рассказать. Пример: для знакомства с фабулой фильма, достаточно прослушать пересказ краткого содержания; для знакомства с сюжетом необходимо просмотреть фильм полностью.
- Фабула — конфликтная основа произведения. Цепочка событий и фактов, являющихся стержнем при создании произведения какого-либо жанра. Сюжет – канва фабулы, определяющая форму и очередность изложения происходящего.
- Фабула – реальный либо вымышленный факт, содержащий строгую временную последовательность. Сюжет – позволяет определить форму подачи реального либо вымышленного факта в свободном изложении при использовании свободных хронологических вариаций и замене реальных героев конфликта на литературные персонажи.
- Жизнь фабулы короче жизни сюжета. Конфликт, случившийся однажды, в скором времени забывается. Конфликт, пересказанный в сюжете художественного произведения, получает шанс прожить десятки и даже сотни лет (реальная история связи с восстанием Емельяна Пугачева молодого российского дворянина Петра Гринева давно забыта, а сюжет повести «Капитанская дочка» вошел в число лучших литературных произведений, рассказывающих о истории России простым, доступным языком).