Ничто так не характеризует современного мужчину, как его машина. И дело даже не столько в престижной или люксовой марке авто, и даже не в количестве нажитых непосильным трудом денег, отданных за своего железного друга, сколько в заботе к внешнему виду автомобиля, на поддержание которого иные тратят не только все выходные, но и все свои кровные.
Благо, рынок автоаксессуаров довольно богат, и даже самый взыскательный автомобилист сможет найти подходящую именно для него «примочку». И если театр, согласно расхожему выражению, начинается с вешалки, то авто тюнинг начинается с литых дисков и ксеноновых фар.
Ксеноновые фары
Ксенон – инертный газ с порядковым номером 54 в периодической таблице Менделеева. Его содержание в земной атмосфере крайне ничтожно и на сегодняшний день единственным промышленным способом его получения является разделение атмосферного воздуха на его основные составляющие: кислород и азот и получение жидкого кислорода. Побочным продуктом обоих процессов является ксенон. Из этих факторов – редкость и сложность получения – и складывается его исключительная дороговизна по сравнению с другими благородными газами.
Газоразрядные ксеноновые лампы были впервые применены как фары ближнего света компанией BMW в 1992 году и с тех пор победное шествие по миру этой автомобильной светотехники не остановить.
Строго говоря, эти лампы не совсем правильно было бы называть ксеноновыми. По факту они являются металл-галидными: дуга разжигается в атмосфере ксенона и нагревает соли натрия и скандия. Уже их пары вместе с парами ртути придают испускаемому свету характерный ослепительно-яркий голубой цвет.
Ксеноновые лампы обладают целым рядом преимуществ перед галогенными:
- Их вид наиболее благоприятен для глаз автомобилиста, так как приближен по своему спектру к дневному свету. Благодаря этому факту глаза водителя автомобиля не так сильно напряжены и реже устают, а значит, и острота его реакции намного дольше остается на высоком уровне, что особенно важно на ночной дороге. По статистике, именно усталость водителя является одной из наиболее частых причин дорожно-транспортных происшествий в ночное время суток. С этой стороны ксеноновые лампы действительно повышают уровень безопасности на дорогах.
- Дополнительным их преимуществом также является долговечность в сравнении с галогенными лампами. Срок службы отдельных видов ксеноновых ламп может составлять до 3000 часов против 400 часов у большинства видов галогенных. Объясняется это в первую очередь отсутствием в газоразрядной колбе вольфрамовой нити, которая является наиболее уязвимой частью классических ламп накаливания.
- Свет ксеноновых фар не рассеивается в дождливую погоду, что было нередкостью среди владельцев автомобилей с обычными фарами. Таким образом не создаётся «световая стена», что снижает риск ДТП.
- Ксеноновые лампы потребляют намного меньше электроэнергии, нежели обычные.
Тем не менее, помимо очевидных плюсов, данный вид ламп имеет и несколько отрицательных качеств. К первому их них относится возможность ослепления водителя встречного автомобиля. В нормальном режиме работы свет фар направлен вниз на дорогу. Однако, если установка фар была сделана неправильно, либо их регулировкой занимался откровенный халтурщик, то не миновать неприятных моментов на дороге. Именно для таких случаев необходим динамический корректор светового луча.
Требуется дополнительное оборудование для обеспечения правильной и безопасной работы ламп.
Замену пришедшей в негодность лампы следует производить в паре со второй, так как новая лампа будет светить немного отличнее от «старой».
Биксеноновые фары
Изначально ксенон устанавливался только на фары ближнего света, так зажигание электрической дуги занимало несколько секунд и поэтому переключение с ближнего света на дальний было достаточно медленным и не удовлетворяло потребностям автопрома, нацеленного на повышение безопасности.
Однако с течением времени были созданы новые лампы под общим названием Bi—Xenon (биксенон), которые смогли решить эту проблему. В таких лампах переключение с ближнего света на дальний осуществляется несколькими способами, в зависимости от производителя:
- Поднятием/опусканием специальной шторки, тем самым отсекая часть света чисто механически. Делается это с помощью особого электромагнитного привода.
- Лампа передвигается в горизонтальной плоскости, переключаясь с одного режима на другой.
- В одной колбе совмещают две газоразрядные лампы: одна для ближнего света, другая — для дальнего.
Общие характеристики
Ксеноновые и биксеновые фары по сути являются газоразрядными лампами с электрической дугой, разжигаемой в атмосфере инертного газа ксенона. При этом нагреваются и испаряются соли натрия и скандия в парах ртути, которые в основном и придают этим лампам их уникальные характеристики.
Чем отличаются
Основным отличием является возможность работы биксенона в 2 режимах – ближнего и дальнего света за счет различных примененных конструкторских решений.
Применение
Ксеноновые фары устанавливаются не только в дорогих марках машин, но и в бюджетных вариантах. К тому же сейчас есть возможность установки газоразрядных ламп и на подержанные автомобили.
В случае, если фара у такого автомобиля раздельная, то производится установка четырех ксеноновых ламп на ближний и дальний свет соответственно. Если же фара имеет неразделенный модуль для обоих режимов, то здесь подойдет биксенон.
Конечно, стоимость установки довольно недешева, не говоря уже о дороговизне самих ламп. К тому же, обязательным условием их применения является установка динамического корректора светового луча и омывателя фар.