umint12

Ум и интеллект тесно связаны с деятельностью мозга. Несмотря на то, что иногда эти понятия используют как синонимы, между ними существует ощутимая разница. Про одного человека скажут «умный», а про другого – «обладает высоким интеллектом». И это справедливо, поскольку ум и интеллект – это не одно и тоже.

Что такое ум?

В самом общем понимании ум – это мышление. Описывая ум, можно сказать, что это способность:

  • Понимать.
  • Адекватно оценивать происходящее и делать выводы.
  • Находить безошибочные решения.
  • Прогнозировать последствия действий как своих, так и чужих.
  • Правильно использовать имеющиеся ресурсы, знания, умения, навыки, возможности.

Ум человека

Хитрость и смекалка – это тоже ум. Ум складывается из памяти, внимания, ощущений, эмоций, желаний, индивидуальных особенностей и мотивов.

Умного человека отличает способность глубоко, не поверхностно, смотреть на мир и извлекать информацию, которая действительно важна.

Мыслительный процесс каждого человека, с одной стороны, подчиняется общим закономерностям, с другой — отличается по глубине и широте мышления, самостоятельности, критичности, гибкости ума, скорости мысли.

Интеллект: что это?

Интеллект — способность человека к познанию в целом. Общий интеллект обеспечивается основными способностями, такими как:

  • Скорость обработки полученной информации, т.е. скорость усвоения знаний.
  • Точность передачи информации.
  • Способность к обучению.
  • Способность анализировать и систематизировать информацию.
  • Способность генерировать на основе информации новые идеи.

Сюда же можно добавить способность при минимуме исходной информации делать максимально полные выводы за короткое время и простейшим анализом. Каждая из перечисленных способностей отдельно сама по себе не создает интеллекта. Интеллект возникает только как совокупность нескольких способностей.

Интеллект человека

Помимо этого, интеллект состоит из памяти, восприятия, воображения, мышления, ощущений, представлений, логики.

Долгое время считалось, что интеллект можно измерить. Для этого использовали хорошо знакомый тест на IQ. На данный момент такое тестирование потеряло свою значимость, поскольку не отражает реальных возможностей мозга индивида.

По современным представлениям психологов существует несколько видов интеллекта:

  1. Межличностный (он же социальный).
  2. Пространственно-визуальный.
  3. Логико-математический.
  4. Вербально-лингвистический.
  5. Телесно-кинестетический.
  6. Внутриличностный (он же эмоциональный).
  7. Музыкальный.

Каждый человек может быть силен в чем-то одном и при этом совершенно не понимать в другой области.

На развитие интеллекта решающее влияние оказывает взаимодействие наследственных и социально-культурных обстоятельств. Фактор наследственности в интеллекте, т.е. набор исходных возможностей, полученных от родителей, составляет 60%. Например, такая базовая способность, как скорость и точность переработки информации, это генетически заложенное свойство нервной системы личности. С другой стороны, интеллект формируется средой обитания и жизненным опытом, поэтому интеллектуальные способности можно развивать, повышая свой уровень.

Интеллектуал – человек, который способен на создание и поддержание собственной мысли. Может мыслить не только материальными категориями, но и абстрактно.

Сходство ума и интеллекта

Основная схожесть ума и интеллекта связана с тем, что оба эти понятия относятся к деятельности мозга и представляют собой мыслительные способности человека. Составляющие, характерные для ума и интеллекта, во многом пересекаются и повторяются. Для каждого понятия важны память, знания, понимание, способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать правильные выводы.

Отличия ума и интеллекта

Сравнивая ум и интеллект, можно сформулировать следующие отличия:

  1. Интеллект позволяет получить и усвоить знания. Познания человека с высоким интеллектом более обширны. В то время как ум дает возможность применить полученные знания в реальной жизни.
  2. Интеллект аккумулирует готовые ответы и решения, иногда превращаясь в эрудированность. Умный человек мыслит и лучше и глубже, и способен создавать новые пути и подходы в решении проблем. Другими словами, наличие ума позволяет более широко и глубоко понимать окружающую реальность и действовать сообразно ситуации.
  3. Интеллект склонен к теоретизированию, тогда как ум направлен на постижение конкретных, реальных, чувственно-воспринимаемых явлений.
  4. Человек с умом рационально и грамотно действует в реальной жизни. Человек с интеллектом может одержать уверенную победу в научном споре благодаря своей начитанности, эрудированности, логике, но при этом в жизни совершать много ошибок.
  5. В ситуации неопределенности и необходимости принимать решение нужен ум, а не интеллект. Поскольку именно ум способен прогнозировать результат действий и дальнейшее развитие ситуации.
  6. Образование упорядочивает и совершенствует ум, но не заменяет его. Поэтому в среде интеллектуалов иногда можно встретить не сильно умных людей.
  7. Ум возможен без интеллекта, хотя в этом случае интеллект может быть в зачатке (например, у животных). Интеллект без ума, в смысле рационального или житейского ума, также может быть.

Развитое мышление как основа ума способно компенсировать плохую память, недостаток информации или фактических знаний, поэтому наличие ума для жизни более значимо, чем интеллекта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить