Практически каждый человек слышал об академическом или эстрадном исполнении песен, но вряд ли задумывался об их различиях. А тот, кто собирается заняться вокалом всерьёз, в обязательном порядке должен знать особенности, нюансы, манеру исполнения, правильную постановку голоса и дыхание. Это нужно для субъективного выбора, оценки своих возможностей на данный момент и сколько работы предстоит сделать.
Академический вокал
Академическое исполнение также может называться оперным или классическим, а все потому, что оно появилось ещё в 16 веке, где не было усилителей звука, и певцу приходилось самостоятельно вырабатывать силу подачи звука. К классическому относится опера, бельканто, камерное или литургическое (церковное) пение.
- Оперные песни исполняются под оркестр или инструментальную музыку. Характерен широкий диапазон, основанное на опоре пение и сильный, мощный вокал, который должен быть чётко слышен, несмотря на большое количество инструментов.
- Извлечение литургического пения основывается на безинструментальном сопровождении, где их роль играют сами голоса. Встречается в католических или православных церквях, синагогах.
- С греческого «бельканто» переводится как прекрасное пение, поэтому его признаки легли в основы литургического стиля. Отличающие особенности: плавные переходы, ровный спокойный голос, активная работа головного и грудного регистров.
- В камерном стиле исполняются романсы, песни и арии. Рассчитан на малые залы, поэтому важна меньшая подача звука, чем в опере.
- В классическом вокале звучат мюзиклы и композиции в джазовом стиле. Является основой всех видов.
Эстрадный вокал
Эстрадное звучание является более лёгким как для воспроизведения, так и для понимания слушателям. В этом стиле смешаны многие песенные направленности: авторские песни, джазовые или народные мотивы, элементы рока. Исполнение должно быть лёгким и поверхностным, основанное на речевом резонаторе. Мощь достигается с помощью усилителей звука (микрофоны).
Бытует ошибочное мнение, что научиться эстрадному исполнению намного проще, чем академическому, хотя, по сути, дыхание и способ звукоизвлечения не отличаются чем-то существенным. Эстрада естественна и проста, и добиться нужных критериев бывает сложно из-за манеры искусственно усилять голос. Вокалисты этого направления вольны в выборе произведения, так как их на порядок больше, чем классических.
Эстрадные техники, которые используются при исполнении:
- Вибрато.
- Мелизмы.
- Парландо.
- Расщепление.
- Скэт.
- Субтон.
- Драйв.
- Гроулинг.
- Фрулато.
- Обертоновое пение.
- Битбоксин.
- Йодль.
- штробас.
Чаще всего встречается на различных концертах разных направленностей.
Что общего между оперой и эстрадой?
Ниже представлены похожие техники, которые используются в двух данных видах пения:
- Начиная обучение с ранних лет в музыкальной школе искусств, можно получить задатки как для эстрадного, так и для оперного вида, но глобально тот или иной будет развиваться уже в консерватории или академии. Все потому, что человек должен пройти через этап ломки голоса и его формирования.
- Беглость и подвижность звучания.
- Широкий диапазон голоса.
- Наработанное и нескованное резонирование.
- Дыхание должно равномерно распределяться. Работают мышцы живота, спины, что позволяет улучшить качество звукоизвлечения.
Чем отличается оперное пение от эстрадного?
Здесь различия намного существеннее, нежели общие черты. Ниже приведены описания различающихся тонкостей двух представленных видов:
- Смысл эстрадного пения заключается в поиске своей особенной узнаваемой манеры исполнения, в то время как в академическом стиле присутствуют строгие рамки и ограничения.
- В эстраде используются усилители звука, так как пение звучит поверхностно, не затрагивая глубокие грудные и головные резонаторы, как это происходит в случае с классикой.
- В академическом стиле эталоном является подражание звучанию смычковых, духовых или щипковых инструментов.
- Эстрадное пение содержит в себе большее количество технических вокальных приёмов: звук поверхностный или глубокий, резкие переходы между головным и речевым резонаторами, различные сипы, разделение звука и так далее. В оперном вокале существует жёсткая позиция, которая не изобилует подобными приемами.
- При классике активно работает носоглотка, низкое положение в гортани, диафрагма, звуковая опора и высокая позиция пения, а в эстраде – разговорный и головной резонаторы, голосовые связки, допустимо высокое положение гортани.
- Штробас не используется в академическом вокале, а субтон и вовсе не допустим.
- Классические исполнители чаще всего прибегают к помощи партитуры, а вот эстрадники учат песни наизусть.
- Абсолютно различный дресс-код. Если на эстрадной сцене допускаются любые наряды, то на оперной – костюм или фрак для мужчины, классические платья для женщин.