Надежная и продолжительная работа на МТЗ во многом зависит от двигателя – мощного механизма. В его цилиндрах происходят физические процессы по преобразованию энергии. Где коленчатый вал, совместно с другими деталями в группе цилиндров и поршней, определяет ресурс силового агрегата. Механиков интересует можно ли при ремонте Д240 заменить на Д245, чем одна модель отличается от другой.
Технические особенности коленвала Д240
Характеризует коленвал любой марки, его усталостная прочность и износостойкость. В состав механизма входят основные элементы, которые в тесной связке принимают и передают усилия, чтобы привести в действие детали двигателя.
В состав стального, полноопорного коленвала Д240 вошли коренные (5 шт.) и шатунные (4 шт.) шейки, с закаленными током рабочими поверхностями. В полостях шатунных шеек происходит центробежная очистка масла. Эти части закрываются заглушками с резьбой. Они должны соответствовать двигателю по группе, тогда не нарушится балансировка. Определить принадлежность можно по выбитым номерам на торцах.
Кроме этого механизм собран из деталей:
- Упорных колец.
- Нижнего и верхнего вкладыша.
- Маховика.
- Маслоотражателя.
- Установочного штифта.
- Зубчатого венца.
- Противовесов.
- Метизов.
- Клапанов.
- Шкива.
- Пробки.
- Масляной трубки.
Большая частота вращения вала влияет на рост центробежных сил. Предотвращают негативные явления снижением нагрузок на подшипники, с помощью съемных противовесов, закрепленных на шейках. В двигателе обнаруживают разные неисправности, когда снимают его из-за стуков в подшипниках на капитальный или текущий ремонт:
- Трещины на цилиндрах.
- Выход из строя поршней.
- Износ гильз или шатунных вкладышей.
На коленчатом вале прежде всего определяют, в каком состоянии находятся его шейки с шатунными подшипниками. В шатунных шейках разные ремонтные размеры. Если обнаруживается их превышение по нормативам, детали подвергаются перешлифовке. При соответствии с допустимыми размерами, снимают для исследования цилиндры с поршнями. Чтобы заменить вкладыши в шатунных подшипниках нужно замерить отверстие под шатун. При этом крышка должна быть затянута, а диаметральный зазор не превышал 0.12 мм.
Когда коленвал отправляется к заказчику, производитель обязан проверить качество сборки, чтобы в механизме отсутствовали:
- Биения.
- Микротрещины.
- Шейки коленвала соответствовали нормативным размерам.
При интенсивной эксплуатации двигателя на него воздействуют высокие нагрузки. Движение и вращение частей заставляют вал крутиться, изгибаться, отчего его поверхности изнашиваются. Металл накапливает разные дефекты, которые механики определяют измерительными инструментами, затем исправляют.
Коленвал Д245
Для двигателей внутреннего сгорания неотъемлемой функциональной частью служит коленчатый вал. Модели Д245 производят из стали с 5 коренными и 4 шатунными шейками. Очистка масла происходит в полостях, закрытых заглушками. Через алюминиевые или биметаллические полукольца происходит передача на вал осевых усилий. Эти элементы установлены в блок цилиндров и в крышку 5 коренного подшипника. Механизм уплотнен манжетами, а инерционная сила регулируются противовесами. На переднем конце вала установлены шестерни приводов:
- Газораспределительных.
- Масляного и водяного насосов.
- На заднем фланце прикреплен маховик.
Производят и устанавливают Д245 по двум производственным размерам. Чтобы определить необходимость в ремонте, выявляют основные нарушения в системе. В каком состоянии по уровню износа находятся коренные и шатунные шейки. При критичном изменении нормативов, коленчатый вал шлифуют и вновь используют в эксплуатации.
Что общего между Д240 и Д245
Прежде всего, как без Д240, так и без Д245 работа двигателя невозможна, коленвал является основной частью. Одинаковый принцип работы и технический состав механизмов по:
- Количеству коренных и шатунных шеек.
- Подходу к отверстию под крепление маховика.
- Материалу изготовления.
- Передний носок оборудован шкивом с приводами.
- На задней части установлен маховик.
- Стальные шатуны связывают поршни с коленвалом.
- Через запрессованную втулку в шатун подаются смазочные материалы.
- Масло очищается центробежной силой в полостях, закрытых пробками.
Коленчатые валы перед выпуском проверяют, где не дают допуска в продажу некачественной продукции, при обнаружении механических повреждений. Нужно соблюдать порядок:
- Нельзя при установке перестанавливать или перевертывать крышки коренных подшипников.
- Детали смазывают моторным маслом.
Одинаковый принцип работы технических устройств и наступление неисправностей по одним и тем же причинам: из-за неправильного ухода или эксплуатации.
Чем отличается коленвал Д240 от Д245
В основном размеры коленвалов одинаковые, но они могут отличаться исполнением шкивов, нужно смотреть в техпаспорте, какое выполнено соединение – шпоночное или шлицевое.
Маховик Д245 может крепиться на 7 или 9 болтов, для Д240 предусмотрено 6 отверстий. Но они подойдут, так как на Д245 2 штифта, а на Д240 –1. Поэтому в отверстие попадет один из метизов. Прежде всего Д240 отличается от Д245 креплением шкивов и отверстиями под маховик.
Каждый из коленвалов предназначен для определенного типа двигателя. А в дизеле Д245 в отличие от Д240 присутствуют:
- Изменения в конструкции патрубков в коллекторах.
- Дополнения в виде клинового ремня для приводов.
- Форсунки охлаждают поршни с масляными струями.
- Вставлены в головки цилиндров седла клапанов из износостойких сплавов.
- Материал для коленчатого вала и шатунов подобран более прочный.
При этом двигатель Д240 обладает:
- Высокой мощностью.
- Долговечностью.
- Долгими сроками эксплуатации подшипников на коленчатом вале.
- Сложным ремонтом.
- Большим расходом топлива.
Механики рекомендуют не допускать правку вала трактора МТЗ механической обработкой. Для шатунных подшипников подбирать вкладыши в соответствии с диаметром шейки механизма.