Каждый из нас хотя бы раз пытался спланировать свои траты и сопоставить их с доходами за неделю или месяц, то есть составить свой личный или семейный бюджет. Такое планирование позволяет выявить чрезмерные расходы по отдельным направлениям, перераспределить по более важным. Также на уровне государства — чтобы обеспечить исполнение всех платежей, выделить и направить часть доходов на развитие, а не только на текущее потребление, формируется бюджет (для страны, региона или города, посёлка, района, села). Но если личные финансы планируются по собственному усмотрению, то для государства они строятся по строгим правилам — Бюджетному кодексу Российской Федерации (БК РФ). Создание госбюджета невозможно, если не разобраться в основной терминологии БК РФ, где одними из ведущих тезисов являются лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования.
Лимиты бюджетных обязательств
Лимит — это граница, которую нельзя превышать. В данном случае речь идет о границе для бюджетных расходных обязательств, исполняемых с 01 января по 31 декабря какого-либо года. Под расходными в свою очередь понимаются обязанности страны, региона или города, посёлка, села или казённого учреждения выплатить средства из казны. Они появляются на основании закона, постановления, указа, договора или соглашения. То есть подписан президентом указ о выплате материнского капитала за второго ребёнка — появилось расходное обязательство о его выплате. А вот сколько запланировано выплатить в конкретном году — это уже бюджетное. Но их могут брать не только президент или правительство. Это могут делать казённые учреждения (сокращённое название КУ), созданные государством или муниципалитетом и работающие за счет средств из казны. Допустим, заключить договор на поставку электрической энергии для здания, в котором учреждение находится.
Лимиты — это предельная сумма, которую данная организация может получить за год (или 3 года). Нарушение этой границы чревато административным и уголовным преследованием. Поэтому казначейство строго следит, чтоб зарплату платили не больше, чем прописано в таком пределе.
Бюджетные ассигнования
Возвращаясь к определению БК РФ под ними понимают максимальный размер денежных средств, предусмотренных в финансовом году для исполнения обязательств. В сравнении с личными финансами — это максимальная сумма, которую человек в состоянии потратить исходя из своего дохода (больше просто нет денег, поэтому нельзя запланировать покупку квартиры, если все доходы идут на покрытие текущих обязательных платежей). Аналогично в бюджете территории: размеры расходов на заработную плату, коммунальные услуги, строительство, ремонт и прочие цели называются ассигнованиями. Они выделяются учреждениям, другим юридическим лицам, идут на социальное обеспечение (на поддержку физлицам), выплаты по судебным искам не в пользу государства, межбюджетные трансферты, перечисление другим субъектам.
Сходство лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований
И то, и другое имеет рублёвую форму. То есть когда о них говорят, формулируют «в размере такой-то суммы рублей». Оба понятия используются при формировании закона о бюджете. Допускается пересматривать, менять их в течение года. На этом общие черты заканчиваются, так как это не синонимы, их отличия рассмотрим ниже.
Различия между лимитами бюджетных обязательств и бюджетными ассигнованиями
Выделим следующие критерии:
- На кого распространяются. Лимиты — только на учреждения, тогда как ассигнования — это все деньги державы, идущие на расходы. Для сравнения, все траты семьи-государства можно назвать ассигнованиями, а вот ребенок-учреждение имеет также свои финансы, но лимитированные родителями.
- Документ-основание. Пределы-лимиты спускаются казённому учреждению сверху, структурой, его создавшей, в виде документа — бюджетной сметы. Она фиксирует не только общую сумму расходов, но и распределение по статьям. Выплаты-ассигнования планируются финансовым органом, принимаются на заседании думы в виде нормативно-правового акта — закона о бюджете.
- Период формирования. Ассигнования выделяются для одного календарного года, тогда как лимиты могут доводиться для одного года или трёх лет.
Очевидно, что понятие ассигнований обширнее, чем лимиты, так как первое — это деньги, которые перечисляются из казны на разные цели организациям и физическим лицам, а второе — это максимально допустимые расходы, которые позволено тратить казённому учреждению.