Появление первых автомобилей не предвещало человеку никаких бедствий. Однако, стремительное развитие техники заставило людей всерьёз подумать о своей экологической безопасности. Автомобили стали основным источником загрязнения окружающей среды. К 1992 году был разработан и принят для исполнения первый международный экологический стандарт. Позднее вводились более жёсткие нормативы, вплоть до «Евро-6». Стандартами установлены максимально допустимые нормы выброса вредных веществ для автомобилей и специальной техники.
Основные параметры «Евро-3»
Устаревшие нормы выбросов для России были ужесточены только в 2008 году с момента ратификации более совершенного стандарта «Евро-3». Документ требовал снижения концентрации вредных автомобильных выбросов на 30-40%. Был запрещён выпуск и ввоз на территорию РФ новых автомобилей, не соответствующих требованиям данного стандарта.
Были установлены предельные нормы выбросов для легковых автомобилей и малых грузовиков, г/км (бензин/дизель):
- Оксид углерода CO (угарный газ) – 2,3/0,64.
- Углеводороды (СН) – 0,2/0,56.
- Оксиды азота (NO, NO2) – 0,15/0,50.
- Сажа, твердые частицы – -/0,05.
Данный стандарт позволил добиться фактического снижения уровня вредных токсичных выбросов на 20%.
Евросоюз начал работать по третьему стандарту с 1999 года. Россия присоединилась к нему только спустя девять лет.
Данным нормативным документом были установлены ограничения по выбросам для дизельных двигателей впервые в истории. Евросоюз незамедлительно ощутил на себе положительные последствия действия документа. Было отмечено значительное улучшение качества топлива и надёжности работы автомобилей. Уровень загазованности воздуха в мегаполисах значительно снизился.
К сожалению, стандарт введён для России с большим опозданием. Несмотря на неизбежность удорожания продукции, новые требования были приняты отечественными производителями. Автозаводы России внесли соответствующие изменения в конструкции своих машин. Топливные концерны не стали спешить с нововведениями. До настоящего времени качество отечественного моторного топлива оставляет желать много лучшего.
Основные параметры «Евро-4»
Требования стандарта «Евро-4» стали более строгими, чем у предшественника на 60 — 70%. Документ принят странами Европы, Японией и США в 2005 году. Стандарт помог сократить количество вредных выбросов примерно на 40%.
Установлены следующие предельные нормы выброса вредных веществ для легковых и лёгких грузовых автомобилей, г/км (бензин/дизель):
- Угарный газ или оксид углерода (CO) – 1,0/0,5.
- Углеводороды (СН) – 0,1/0,3.
- Оксид, диоксид азота (NO, NO2) – 0,08/0,25.
- Сажа, твердые частицы — -/0,025.
Россия экологические нормы «Евро-4» приняла к исполнению с выходом в свет соответствующего правительственного Постановления № 609 от 12 октября 2005 г.
Исполнение параметров «Евро-4» стало возможным только после разработки и внедрения более сложных систем нейтрализации. Система нейтрализации по «Евро-4» опирается на показания двух датчиков кислорода более сложного каталитического конвертора. Тем самым обеспечивается наличие двух зонного контроля. Работает такая система по сложному алгоритму, построенному на принципах сопоставления показаний состава смеси и температуры отработанных газов.
При отклонении показаний датчиков от значений, заложенных заводским алгоритмом, система сигнализирует о неисправности с переходом к аварийному режиму. Происходит потеря мощности двигателя, повышается расход топлива. Автомобиль передаётся на ТО для точной настройки систем.
Стандартом предусмотрена более тонкая очистка топлива от серы, которая способна превращаться в серную кислоту, нанося непоправимый вред технике и окружающей среде.
Общие цели
Все экологические стандарты объединены одной целью — улучшить экологическое благополучие и здоровье человека. Реализация цели осуществляется через систему ограничения объёмов вредных выбросов, поступающих в окружающую среду при сжигании моторного топлива двигателями внутреннего сгорания.
Оба стандарта носят обязательный характер, действуют в международном пространстве, объединяя усилия многих стран по вопросам защиты человека и окружающей среды от воздействия вредных выбросов.
Стандарты потребовали внесения изменений и дополнений в конструкцию современных автомобилей. Важнейшим узлом стал каталитический нейтрализатор отработанных газов и закрытая система циркуляции картерных газов.
Основные отличия
Стандарт «Евро-4» отличается более жесткими требованиями к допустимым нормам вредных выбросов ДВС. Так, в среднем на 22% снижен норматив по выбросам угарного газа для дизелей, на 57% для бензиновых моторов.
Норматив выброса окислов азота уменьшен для всех типов моторов в 2 раза. Допустимая концентрация сажи в выхлопах дизельных моторов снижена вдвое.
«Евро-4» потребовал от производителей топлива улучшения качества горючего по многим параметрам. Так, например, допустимая концентрация серы и её соединений в топливе уменьшена в 7 раз.
Ввод «Евро-4» потребовал усовершенствования конструкции автомобильных катализаторов. Сегодня системы нейтрализации «Евро-4» являются более сложными по алгоритмам работы и конструкции. Наряду с этим некоторые основные узлы являются взаимозаменяемыми. Ввод нового стандарта не сильно повлиял на рост стоимости автомобилей, по отношению к изделиям стандарта «Евро-3».
Сравнивая оба стандарта можно сделать однозначный вывод о том, что «Евро-4» достиг своих целей и обеспечил переход промышленности на новую материально-техническую базу обеспечения экологической безопасности.