Под просвещением понимается передача и распространение знаний. Различают различные виды просвещения, такие как:
- Культурное просвещение.
- Педагогическое просвещение.
- Санитарное просвещение.
- Политическое просвещение.
- Половое просвещение.
- Другие виды просвещения.
Культурное просвещение подразумевает под собой передачу культурного наследия от одного поколения к другому.
Педагоги являются главными распространителями знаний. Без них невозможно нормальное существование человечества.
Санитария является неотъемлемой частью нашей цивилизации, потому как напрямую влияет на здоровье населения и длительность жизни.
Политика возникла одновременно с появлением государств и городов. Этот вид деятельности направлен на управление обществом и отдельных групп населения.
Половое просвещение посвящено немаловажной по значимости части нашей жизни, включает в себя знания по анатомии человека, его репродуктивных органов, отношениях между половыми партнерами.
История просвещения насчитывает многие века, с тех пор как простая передача знаний внутри семьи или рода стала недостаточной. Просвещение напрямую связано с развитием науки, технологии и торговли. Объем знаний человечества растет в геометрической прогрессии с каждым годом.
Начало просвещения обычно связывают со средними веками. Первые образовательные учреждения появились при церковных учреждениях – церквях и храмах. Но всплеск распространения знаний произошел в 17-м веке, недаром этот период истории называют Эпохой Просвещения. В это время наибольшее развитие получили естественные науки, философия и общественная мысль. Начавшись в Англии во время научной революции, интеллектуальное движение затем распространилось во Францию, Германию, Россию. А затем и в остальные страны Европы и Америку.
Интеллектуальное направление того времени оказало большое влияние на сознание руководящих элит и, как следствие, привело к изменениям в социальной сфере человеческого общества. В свою очередь эти изменения положили начало национально-освободительным движениям, борьбе многих народов за независимость, отмене рабства. Также ослабло влияние аристократии и церкви на жизнь общества.
Наука была поставлена на служение обществу. Широкое распространение знаний привело к выравниванию прав различных групп общества. А также способствовало технической и технологической революциям, что в свою очередь сказалось на уровне жизни населения. И, как следствие, увеличилась продолжительность жизни людей, и уменьшилось количество заболеваний.
Образование же включает в себя не только просвещение, но и формирование личности человека. Нормальным балансом является соотношение 50 на 50, то есть когда в образовании присутствует половина просвещения, а остальная часть образования посвящена воспитанию.
Образование осуществляется в соответствующих учреждениях. Это могут быть детские, сады, школы, средние и высшие учебные заведения. А также различного рода курсы. В первых двух видах учебных заведениях, относящихся к общеобразовательным, люди получают общие знания по наукам, необходимым в повседневной жизни. К основным относятся:
- Письменность.
- Математика.
- Химия.
- Физика.
- Природоведение.
А также ряд других, которые помогают в дальнейших видах обучения и позволяют в пользовании современной техникой, например, информатика.
В средних и высших учебных заведениях люди обучаются профессиональным знаниям. Если в заведениях среднего уровня основной упор делается на приобретение профессиональных рабочих знаний, то в ВУЗах больше уделяется внимания теоретическим знаниям, позволяющим занимать в дальнейшем руководящие или высокотехнологичные рабочие места. Высшие учебные заведения, отличии от учреждений среднего уровня, делят на гуманитарные и технические. Различного рода курсы и тренинги позволяют повысить уровень знаний специалистов по конкретным вопросам, а значит, повышают квалификацию работников и их социальный статус.
Если просвещение является добровольным процессом, то в обучении неизменно присутствует обязательность. Это проявляется и в определении набора предметов, изучаемых в учебных заведениях и в уровне получаемых знаний. Обязательность имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, учащиеся получают необходимый минимум, который облегчает адаптацию к современной цивилизации. С другой стороны, при таком подходе нивелируется личность. Правда, сейчас в образовании происходят эволюционные изменения, позволяющие улучшить качество образования.