Магазины предлагают большой набор красок для детей и любителей живописи. Самыми распространенными являются акварель и гуашь в разных видах. Ими обычно рисуют в детском саду и школе. Что же из них лучше?
Рисование акварелью
Акварель – клеевая краска, образующая почти прозрачную взвесь неплотного пигмента при соединении с водой. Водянистость придает ей основные качественные характеристики: прозрачность, растекаемость, мягкость. Написанные такими красками картины отличаются нежностью тонов, воздушностью, светопроницаемостью.
Свойства акварели обуславливают вид основной техники такого изобразительного творчества – по-сырому, делая его похожим на технику нанесения фрески. Только наносится пигмент не на сырую штукатурку, а на намоченный лист ватмана или специальной акварельной бумаги, прикрепленный к мольберту. Примером техники «сырого по сырому» является написание радуги полукольцами сверху вниз. Сначала рисуют верхнюю (красную) полоску. Не дожидаясь ее высыхания, ниже «пристраивают» оранжевый ободок. Далее каждую цветную полоску рисуют отдельно. Но верхний край каждого нижележащего пигмента частично смешивается с вышележащим, стекающим вниз по листу.
Другим распространенным способом рисования является лессировка. После высыхания фонового цвета сверху наносят другие.
Рисование гуашью
Пигментные частицы в гуаши крупнее и гуще, что придает ей свойство непрозрачности и своеобразную матовость.
Основные живописные техники:
- Лессировка. Поверх основного цвета кладут более разбавленные водой слои.
- Пастозная. Мазки разного направления и формы наносят в несколько слоев. Нужно учитывать, что слишком толстый пласт подвержен растрескиванию и даже осыпанию после высыхания. Освоив этот вид техники на гуаши, можно переходить на более дорогой красящий инструмент – масло.
- Сграффито. Это тренировка для занятий гравюрой. Над нижним высохшим слоем размещают другой, который потом процарапывают толстой иголкой или рейсфедером. Процарапываемый слой должен быть довольно свежим, чтобы он не осыпался. Пользоваться острым инструментом следует аккуратно, ведь результат практически невозможно исправить.
- По-сырому. Наносят слой, больше обычного разведенный водой. А по нему быстро накладывают другой. При правильном нанесении края разных оттенков получаются размытыми.
Гуашь имеет 5 основных разновидностей:
Состав и свойства | Поверхность для рисования | |
Художественная | Включает белила и гуммиарабик. | Картон и бумага. |
Плакатная | Белила заменяют на каолин, который уплотняет раствор и делает рисунок ярче после высыхания. | Театральные декорации. |
Детская | Вместо гуммиарабика используют клей ПВА, и краска более упругая, но лучше впитывается и быстрее сохнет. | Плотная бумага, холст, фанера, керамика. |
Флуоресцентная | Светится в темноте, выглядит ярче на солнце. Эффектна при световых шоу. | Белые декорации. |
Акриловая | Наличие синтетического полимера обеспечивает высокую свето- и водоустойчивость после высыхания. | Любая. |
Что общего?
Обе «красящие сестрицы»:
- Имеют схожий состав (пигмент, клеевая основа, антисептик и другие добавки).
- Разводятся водой (кроме акриловых). Поэтому не нужны специальные растворители. Добиваться нужной «густоты» красящего пигмента лучше на палитре, а с нее переносить оттенок на поверхность с рисунком.
- Не требуют вспомогательных средств. Например, ускорителей или замедлителей высыхания, лаков, паст.
- Кисти и руки легко отмыть теплой водой. Отмывать палитры и кисти нужно сразу по окончанию работы, не допуская преждевременного изнашивания.
- Выгорают. Поэтому нужно беречь картины от солнечного света.
- Выпускаются пастообразными в тюбиках и жидкими в банках. Хотя акварель бывает также твердая, размещаемая в плитках, и полутвердая – в кюветах.
- Используют маскировочную жидкость для акварели. Белые участки композиции покрываются этой жидкостью. По образовавшейся пленке рисуют. В конце работы краску убирают вместе с пленкой, открывая белые детали.
Чем отличаются?
Отличие видов красок становится понятным при сравнении их особенностей:
Акварель | Гуашь | |
Плотность | Полупрозрачная. Красящие пигменты сильно измельчаются и ровно распределяются по поверхности. | Плотная, бумага через нее не просвечивает. |
Нанесение белого цвета | В наборе, как правило, нет белого цвета. Если он необходим на рисунке, то в этом месте оставляют незакрашенную бумагу. Пишут от светлого к темному, т.е. сначала самые светлые тона, потом более темные. | Баночка с белым цветом присутствует в наборе гуаши. Построив композицию и выбрав цветовую гамму, начинают писать с темных тонов, постепенно переходя к более светлым. Световые блики и акценты тени прописывают в конце работы. |
Возможность исправить неудачный мазок | Частично имеется. Можно наносить высохший мазок на предыдущий. Но недостаточная плотность краски не дает изменить цвет на оттенок последующего слоя без потери прозрачности и чистоты. | Легко. Высушив первоначальный слой, смело наносят по нему следующий, который полностью перекроет неудачный. |
Насыщенность | Она достигается наложением слоев того же цвета друг на друга. Свойства акварели предусматривают использование слабо насыщенного раствора воды. | Получается за счет малого количества воды в составе краски. |
Стойкость к разрушению | Слабая. Красочная пленка имеет слабую прочность и ее легко разрушить. | Слабая прочность, поэтому изображение может осыпаться, а также пачкаться. |
Долговечность | Сохранились картины 19-го века, но нужно беречь от прямого попадания солнца. | Добавление клея в колеры и нанесение лака на высохшую картину решает проблему прочности. |
Кисти и другие инструменты | Мягкие (белка, колонок). | Более упругие (колонок, коза, синтетика) – для фона, заливок, растушевок. Жесткие сухие из щетины – для тонких линий. Спонжи, губки и салфетки – для фона и предметов с шероховатой структурой (камней, песчаного берега и т.п.) |
Чем рисовать лучше?
Акварелью рисовали известные пейзажисты, маринисты, портретисты. Их картины отличались легкостью и мягкими цветовыми и световыми переходами. Эта живопись позволяет получить более нежные тона, но ее техниками сложнее научиться рисовать.
Изображения гуашью более четкие, яркие и сочные, имеют приятную бархатистую матовость. Они быстрее сохнут и всегда можно закрасить неудачное место. Но надо учитывать, что в состав колеров входят белила, поэтому при высыхании гуашь бледнеет.
У каждого цветового материала имеются свои замечательные особенности. Творческие эксперименты помогут каждому начинающему художнику выбрать подходящие именно для него краски.