Одной из важнейших проблем для человека всегда был вопрос о природе. Почему так важно понять, что перед изучающим – живой организм или неживой предмет? Попробуйте представить себя на месте первобытного исследователя. Вы бродите по окрестностям и видите нечто очень большое впереди. Не так важно в эту минуту узнать, что это, как понять, живое оно или нет. Если да, то что-то превосходящее человека по размеру может быть опасным, и нужно покинуть это место. Если оно неживое, то стоит подойти поближе и попробовать выяснить, что как это использовать. К примеру, если это гора, то там можно найти пещеру для укрытия или какие-либо растения для пищи.
Итак, вопрос о наличии жизни всегда был ключевым для человека. С развитием науки люди научились точно определять признаки объектов, их сходства и различия.
Сходства живых организмов и неживых объектов
На сегодняшний день не существует универсального определения того, что считать жизнью. Некоторые учёные объясняют это понятие как активное существование сложных систем. Но и неживые тела также могут представлять собой затейливые конструкции с множеством элементов.
И живые тела, и неживые объекты состоят из различных веществ и реально существуют в природе. Кроме того, на обе эти категории распространяются одни и те же законы химии, физики и механики. В качестве сходства можно также назвать свойство отвечать на раздражения внешней среды («свойство отражения»).
Как видно, живые организмы имеют достаточно общих черт с неживыми. Для более точного разграничения этих понятий требуется обозначить различия между ними. Современная наука с помощью ряда различных опытов и наблюдений позволила установить наиболее важные признаки живой материи, отличающие её от неживой.
Признаки живых организмов, отличающие их от неживой материи
- Способность к репродукции и самовоспроизведению с помощью механизма наследственности. Микроскопические структуры, известные под именем «генов», отвечают за передачу признаков особей, участвующих в размножении. Благодаря этому живые организмы способны поддерживать свою численность и сохранять свои свойства из одного поколения в другое.
- Способность изменяться, приспосабливаясь к изменяющимся условиям окружающей среды. Здесь имеются в виду сразу два свойства живых тел – это возможность менять свои свойства в соответствии с новыми условиями жизни и передача этих новых свойств следующим поколениям. Таким образом, организмы облегчают не только своё существование, но и обеспечивают жизнеспособность следующих генераций.
- Обмен веществ и зависимость от энергии. Все живые организмы существуют в постоянной взаимосвязи с окружающим миром. Они постоянно потребляют энергию (растения – солнечный свет, животные – пищу и т.д.), с прекращением поступления энергии прекращается и жизнь существа. Кроме этого, продукты переработки энергии организмом поступают обратно в окружающую среду, обеспечивая непрерывный обмен веществами между различными системами.
- Единство состава и саморегуляция. Основными веществами, из которых состоят организмы, являются азот, углерод, кислород и водород. Поддержание постоянства этого состава и процессов, происходящих внутри организма – это одна из его главных функций.
- Движение и рост. Эти свойства присущи и предметам неживым, поэтому это не является кардинальным различием. Однако, движение и развитие живых тел серьёзно отличается от аналогичных механизмов у неживых. Если объекты неживой природы способны передвигаться и расти только под воздействием на них внешних сил (ветер, движение тектонических плит и т.д.), то живые организмы способны двигаться сами по себе при помощи собственных органов.
- Свойство отражения, характерное и для неживой материи. Но если реакции неживых тел зависят от физических законов, то ответ на раздражение у живых организмов неодинаков и избирателен. К примеру, медоносные растения по-разному отзываются на появление пчёл и насекомых-вредителей. В то время как камешек, лежащий на краю горы, одинаково отреагирует на движение горных пород или толчок от клюва птицы – покатится вниз под действием силы тяжести.
Итак, благодаря тому, что древний исследователь смог понять, что неживые и живые объекты окружающей природы можно использовать по-разному, современное человечество имеет возможность выбирать те материалы и предметы, которые наилучшим образом подходят для его нужд. Принцип сравнения, различения и классификации вещей лёг в основу научного познания и позволил узнать больше о мире и его законах.