Когда простой нормальный человек заходит в интернет, у него может сложиться впечатление, что менеджмент и управление – это практически одно и то же. В принципе, эти два понятия связаны между собой, одно вытекает из другого. Попробуем разобраться на простых примерах, применяя особенности нашего менталитета.
Что такое управление
Управление – это воздействие на объект, для достижения каких-либо целей. Объекты бывают:
- Группы людей (государство и политика)
- Предметы и механизмы.
- Организации.
- Коммуникация.
- Информация.
- Финансы.
В нашем случае будем руководствоваться управлением в организации (на предприятии).
Что такое менеджмент
Менеджмент – это совокупность различных способов управления, то есть, говоря простым языком, это наука о том, как сделать управление более эффективным.
Как это происходит на практике? Допустим, вы руководитель небольшого бизнеса и у вас малое предприятие (10 – 20 человек, возможно чуть больше). Вы здесь царь и бог. Вы наделены полномочиями, чётко знаете, чего хотите и требуете исполнения поставленной задачи от подчинённых. Вы здесь одновременно выступаете в роли предпринимателя, разрабатываете и контролируете различные способы по улучшению работы вашей фирмы.
Если же бизнес становится более крупным, то без заместителей (эффективных менеджеров) вам не обойтись, потому что большие организации нуждаются в больших объёмах управленческой работы. К тому же одной из основных функций руководителя предприятия является ведение переговоров с другими организациями. А это занимает по некоторым данным более половины рабочего времени руководителя организации.
Особенности менеджмента за рубежом
Немецкий менеджмент характеризуется:
- Модернизацией производства, длительным процессом внедрения новых технологий.
- Прагматизмом, отличной дисциплиной, дальновидностью.
- Руководство компанией осуществляется двумя структурами: наблюдательным советом и правлением.
Американский менеджмент руководствуется следующими понятиями:
- Менеджеры действуют прямолинейно, прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах.
- Менеджеры сразу переходят к самой сути вопроса.
Японский менеджмент имеет следующие особенности:
- Использует практику пожизненного найма.
- Рабочее время нужно проводить только в форменной одежде.
- Организация общей столовой для руководителей и рабочих.
- Обязательное награждение за успехи в труде.
Западная модель менеджмента в целом характеризуется:
- Принцип единоначалия руководителя в принятии решения.
- Отсутствие у сотрудников чувства преданности к работе.
- Разграничение личных и деловых отношений.
Можно сделать вывод, что каждая модель менеджмента приводит к разному уровню эффективности организации.
Чем отличается менеджмент от управления
- Понятие менеджмент чаще всего используется в производстве, торговле и т. д., то есть в тех сферах жизнедеятельности человека, которые приносят прибыли, а управление к любым воздействиям субъекта на объект (управление экскаватором, государством и предприятием в том числе).
- Управление – понятие более старое и обширное, а менеджмент – лишь составная часть способов управления.
- Менеджмент – способ воздействия на социально-экономические составляющие человеческой жизнедеятельности при помощи науки. Управление – совокупность наук, отличающихся разными подходами или методами.
Способы управления в наших организациях
Хороший менеджер должен понимать взаимосвязь всех производственных процессов, владеть текущей ситуацией на предприятии, прогнозировать состояние рынка (спрос, предложения). Самое главное владеть искусством управления персоналом, быть своего рода психологом. Ведь не секрет, что в процессе производства могут возникнуть противоречия с профсоюзами, трудовым законодательством, интригами которые всегда имеют место в любом трудовом коллективе.
Пример из жизни: В нашем предприятии А имеется несколько производственных участков, выпускающих различные виды продукции. Все мощности загружены до предела. В этот момент заместителю по коммерции попадается срочный заказ, на котором фирма может неплохо заработать.
Менеджер начинает лихорадочно соображать: «Ага, на участке металлообработки у меня имеется карманный мастер. Неплохой семьянин, ответственный работник, знающий всю подноготную производства. Всё бы ничего, но есть большой минус – запой раз или два в году уже давно должен был поставить крест на карьере начальника цеха». Но у управленца на сей счёт другое мнение. Он знал, что начальник цеха металлообработки, чувствуя свою вину, выполнит срочный заказ вовремя не в ущерб всему производству, что мастер будет в буквальном смысле жить в цеху в дополнительное время и выходные дни и отыщет способ уговорить рабочих поработать сверхурочно. Что мы имеем в результате:
- У предприятия образовалась сверхзапланированная прибыль.
- Показатели растут, директор доволен.
- У заместителя директора прибавилось наличных (заказ то ведь срочный, а за скорость можно и заплатить).
- Рабочие получили премию.
- Начальник цеха немного реабилитирован (по крайней мере, пока).
Итог: из приведенного примера следует, что наш менеджмент несколько отличается от японского, немецкого или американского. Нашим управленцам иногда приходится находить нестандартные решения, хотя мировой опыт никто не отменял и желательно использовать его по максимуму.