В повседневной жизни, в числе выразительных форм, выражающих чувства, эмоции, отношение к чему-либо люди используют разговорную речь, эпистолярный жанр, а так же литературные произведения, работы научного характера. Для создания наиболее яркого, точного образа и достижения наилучшего результата в описании событий и эмоций применяются слова, используемые в переносном смысле, называемые тропами.
Троп — перенос смыслового значения целого выражения или отдельного слова с одного объекта на другой для достижения наиболее полной художественной выразительности. Основных тропов насчитывается порядка шестнадцати.
Центральное место среди них занимают метафора и аллегория.
Метафора
Метафора (от греческого metaphora — перенос) образное усиление качества, свойства, формы либо значения одного предмета или явления при использовании качества, свойства, формы либо значения другого предмета или явления, обладающего данными характеристиками.
Собачий вой – вой ветра (образное усиление характеристики ветра). Термин «метафора» охарактеризовал и активно применял в своих трудах Аристотель. Перенос смыслового значения с буквального, полученного от природы на переносное, дающее возможность более точного раскрытия литературного образа. В понимании Аристотеля, метафора имеет много общего с преувеличением (гипербола), иносказанием (синекдоха), уподоблением, сравнением.
Метафорические обороты речи в каждом отдельном случае преследуют одну из целей:
- Номинативную (найти название тому, что его еще не имеет),
- Характеризующую, предикативную (подбор точных характеристик, используя синонимические возможности языка).
Функции метафоры
- Когнитивная – слово приобретает абстрактный характер («кучка людей» — небольшое количество).
- Мнемоническая – оценочная природа объекта, способствующая наилучшему запоминанию информации о нем. Чаще всего встречается в сочетании с другими функциями (волки — санитары леса).
- Резкая (диафора) – использующая понятия, далеко находящиеся друг от друга (океан любви, море эмоций).
- Стертая (эпифора) – привычная, используемая в повседневной разговорной речи (пришла зима, спинка кресла).
- Образная – основывается на характеризующих свойствах, использует скрытые сравнения (острый ум).
- Генерализующая– сематическое преобразование из отождествляющего в предикатное (определяющее характерные признаки) (произносится «Лиса» — подразумевается «хитрая, ловкая»).
- Метафора-формула— напоминает стертую, отличаясь невозможностью преображения из переносного значения в буквальное (желудок сосет).
- Реализованная метафора подразумевает использование переносного значения как прямого (Вышел из себя).
- Стилеобразующая– отражает индивидуальный стиль в литературе, в речевой стилистике разговорного и научного языков и т.д. (метафоры А.С. Пушкина отличается от метафор С.А. Есенина).
- Жанрообразующая– раскрывающая принадлежность к определенному литературному жанру (сказка, загадка, пословица, афоризм).
- А так же объяснительная, ритуальная, этическая, игровая, оценочная, и некоторые другие.
Типы метафоры
- Антропоморфизм (солнце поднимается, садится), перенос от конкретного к абстрактному (жена пилит, раздувает скандал, ест поедом), синестезия (бархатный тембр, мягкий запах).
- Сухие метафоры – констатация предмета при отсутствии художественного образа (глазницы окон, усы колосьев).
- Развернутые метафоры – переносное значение используется на протяжении целого сообщения либо достаточно большой его части (Отговорила роща золотая березовым веселым языком).
Ценность метафорических речевых оборотов заключается в трансформации обыденного смыслового или качественного значения в значение образное, возвышенное, глубоко эмоциональное. «Спит ковыль, равнина золотая…», «Утону в твоих глазах…», «Окно в Европу…».
Аллегория
Аллегория (allegoria от греческого – иносказание) выражение характеристик абстрактного объекта посредством реально существующих предметов и образов. Сердце со стрелой, ромашка – реальные образы, характеризующие такое чувство как любовь.
Отображение этапов жизненного пути человека с проекцией на времена года. Жизнь как таковая не имеет собственного конкретного образа. При этом четыре времени года – события, имеющие реальные образы, характеризующие каждое из них. Способ проецирования каждого на отдельные этапы жизни человека позволяет создать визуальный, и даже осязаемый образ происходящего. Весна – зарождение новой жизни, лето – время роста и развития, осень – период мудрости и опыта, зима – увядание, старость.
- Сова – отображение мудрости и знаний.
- Держава и скипетр – власть.
- Фемида – правосудие.
- Кукушка – мать, бросившая своих детей.
Громовые раскаты – гнев
Отвлеченный смысловой объект по отношению к конкретным понятиям и образам, раскрывающим его сущность, является объектом вспомогательным. Из данной формулы складывается основной показатель аллегории.
В литературе яркими примерами аллегории служат басни И.А. Крылова, где природа человеческих взаимоотношений и характеров раскрывается на фоне природных особенностей поведения животных и птиц.
В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» примером аллегории является фамилия одного из главных персонажей Юлия Капитоныча Карандышева. С ее помощью автор показал мелкую сущность маленького человека-карандаша.
Что роднит метафору и аллегорию
- Аллегория и метафора являются членами одной семьи. Они – тропы, риторические фигуры, используемые для усиления речевой выразительности.
- Из числа шестнадцати основных тропов, как иносказательный элемент аллегория ближе всего находится именно к метафоре.
- Зачастую ее, аллегорию, трактуют как последовательность нескольких метафор, представляющих единый законченный образ.
- Аллегория и метафора широко используются в литературе и ораторском искусстве.
Отличия аллегории от метафоры
- Аллегория основывается на конкретных символах, служащих абстрактному толкованию.
Метафора не использует абстракции. Она переносит характеристики одного конкретного объекта на другой конкретный объект. - Аллегория при определении характеристик абстрактного объекта посредством реальных образов сохраняет смысловую логику.
В метафоре логический акт иносказания отсутствует. - Аллегория может являться главенствующим приемом литературного жанра (при описании абстрактных отношений и понятий).
Метафора, в силу своих свойств, как самостоятельный прием не используется. - Метафора используется в разговорной повседневной речи.
Аллегория, являясь более сложной по своей структуре, в обыденной речи практически не используется.