Для каждого родителя его чадо всегда будет маленьким ребёнком, даже в тридцать и пятьдесят лет. Но по факту уже в подростковом возрасте человек претерпевает изменения, которые качественно и объективно отличают его от ребёнка. В чём же отличия и сходства ребёнка и подростка?
Во-первых, стоит упомянуть, что подростковый возраст (по данным различных источников) начинается примерно в возрасте 10-12 лет и длится вплоть до 16-17 лет. Во-вторых, по завершению подросткового периода и полного полового созревания человек считается уже полностью сформированной взрослой особью.
Сходства ребёнка и подростка
- В подростковом возрасте, как и в пору детства, человек продолжается развиваться, как физически, так и психологически.
- Также, что в том, что в другом возрастном периоде человек обладает узким списком прав и обязанностей со стороны социума и государства. Например, и ребёнок, и подросток не имеют права голосовать, покупать спиртные напитки и продукцию, содержащую табак. А ещё водить транспортное средство (т.е. не имеют водительских прав и до 18 лет не могут их получить), не несут полной уголовной ответственности вплоть до 16 лет. Не имеют права распоряжаться некоторым недвижимым имуществом (дом, машин и пр.), совершать крупные покупки, находится вне дома в ночное время суток (после 22:00 часа) и т.д.
- И ребёнок, и подросток в полной мере не осознают своей роли в социуме и ответственности перед ним. Так же у них практически нет ответственности в бытовом плане: и дети, и подростки ещё не могут себя обеспечивать.
- Существую и некоторые психофизиологические сходства между ребёнком и подростком. Во-первых, концентрация внимания отличает их от взрослого человек: и ребёнок и подросток ещё не могут долго концентрироваться на одном и том же занятии или объекте. Во-вторых, и у подростков, и у детей слабо развита волевая регуляция деятельности и эмоциональной сферы. И сила аффекта чрезмерно проявляется в некоторых значимых ситуациях.
Различия между детьми и подростками
- В подростковый период активно идёт половое созревание ребёнка, что проявляется резким изменением гормонального фона, более явное выделение вторичных половых признаков (волос на теле, увеличение молочных желёз у девочек, «ломка» голоса и т.д.);
- На психологическом уровне ребёнок начинает острее чувствовать своё индивидуально, не похожее на родительское «Я». Он стремится во всём иметь своё мнение и высказывать его, старается быть самостоятельным, самодостаточным. Появляется процесс поиска собственного «Я», что выражается в увлечении субкультурами, расширению кругу друзей, появлению авторитетов вне семейного круга. Данный возраст не зря называют периодом «борьбы и натиска», ведь подростку кажется, что весь мир ополчился против него, даже собственное тело. В тоже время подросток так стремится познать мир и пробовать новое, что мнение родителей действительно становится для них незначимым;
- У ребёнка преобладает произвольная и опосредованная манера запоминания, у подростков же появляется логическая память;
- В подростковом возраста, а конкретнее в 10-12 лет, предметное мышление ребёнка постепенно сменяется абстрактно-понятийным;
- В связи с поисками своего «Я», у подростка происходит изменение в волевой сфере и полностью внешний локус-контроля сменяется частично внутренним локусом-контроля. Т.е. подросток ориентируется уже не на простое послушание родительским авторитетам, но больше развивает в себе собственную дисциплину и самоконтроль.
- Подростку в отличие от ребёнка больше свойственна импульсивность. Но в тоже время сфера внимания переходит на более высокий уровень. Ребёнок до 10-11 лет не может физически усидеть на месте более 30-40 минут. В подростковом возрасте же концентрация внимания повышается.
- Если у ребёнка больше преобладает ситуативно-личностное общение, то подростки склоны больше к интимно-личностному общению. Они ищут близких друзей, социальные группы, где их понимают и могут принять. Появляется половое влечение к противоположному полу — в этом возрасте некоторые пытаются заводить себе молодых людей и девушек (в более позднем подростковом периоде и половых партнёров в том числе.
- В отличие от детей, которые во многом в своих эмоциональных реакциях и мнение полагаются на поведение взрослого, подросткам характерна амбивалентность или полярность психики. Т.е. они склонны к перемене своего мнения в зависимости от различных внешних обстоятельств или мнения авторитетного сверстника. Все эмоциональные реакции могут противоречить друг другу, например, часто можно наблюдать, как чувствительность подростка сочетается с эмоциональной холодностью, потребность в общение и дружелюбие может смениться агрессией и стремлению к уединению, романтические чувства сочетаются с эгоизмом и циничностью;
- Формируется индивидуальный стиль деятельности во всём. Если в детском возрасте в основном наблюдалось подражание или научение, то в подростковом возрасте человек сам определяет каким образом ему справляться с той или иной работой;
- Появляются реакции эмансипации, т.е. отделения от родительской опеки, приобретения самостоятельности во всём;
- Происходит усиленная идентификация себя с определённым полом. Если в детстве ребёнку было всё равно, какую одежду он носит, каким видом деятельности он занимается, то теперь уже подросток старается сильнее подчеркнуть своё мужское или женское начало. Например, в детстве девочка спокойно могла целый день проводить во дворе с мальчишками, играть в футбол и так далее. Теперь же она стремится пользоваться косметикой, проводить время с подругами и заниматься «женскими» видами деятельности.