rr214

С модернизацией школьного образования связано появление профильного обучения в общеобразовательных школах, выделение в содержании предметных областей базового и профильного уровней, повышение доступности в получении среднего и высшего образования. Разделение на базовый и профильный уровни – это хорошая возможность для проявления учениками своих знаний, способностей и навыков.

Термины «базовый» и «профильный» уровень чаще всего встречаются на старшей ступени основного общего (полного) образования. Речь может идти об учебном плане, о содержании рабочих программ, об уровне усвоения изучаемых предметов, о едином государственном экзамене.

Базовый уровень

Базовый уровень обязателен при изучении любой предметной области, входящей в учебный план на старшей ступени обучения. Считается, что если ученик усваивает предмет на базовом уровне, то он имеет твёрдую «тройку». Базовый уровень отличается достаточной простотой в содержании и рассчитан на среднестатистического школьника. Что касается единого государственного экзамена, базовый уровень разработан не во всех предметных областях. Например, в математике есть разделение на базовый и профильный уровень, а русский язык такого разделения не подразумевает.
Базовый уровень

Кроме того, математика базового уровня на ЕГЭ оценивается по традиционной пятибальной шкале и не предусматривает перевода в 100-бальную шкалу, а математика на профильном уровне оценивается по 100-бальной шкале. Существуют различия и во времени, отводимом на выполнение заданий ЕГЭ – на базовом уровне отводится 180 минут, а на профильном уровне 235 минут.

Таким образом, базовый уровень отличается:

  • Простотой содержания.
  • Минимальным количеством часов, отводимых на изучение предмета.
  • Обязательностью усвоения для каждого школьника.

Следовательно, у выпускника появляется возможность выбора, какой уровень ему сдавать на ЕГЭ — базовый или профильный.

Профильный уровень

В отличие от базового, профильный уровень более сложный, многоаспектный, требующий от ученика серьёзной, глубокой подготовки по изучаемому предмету. Он нацеливает выпускника на выбор дальнейшей профессии, высшего учебного заведения. Набор базовых и профильных предметов зависит от выбираемого профиля. Например, на химико – биологическом профиле на базовом уровне изучаются такие предметы, как обществознание, история, физика, а на профильном уровне изучается химия, биология и математика.
Профильный уровень

На профильные предметы, как правило, отводится больше часов в учебном плане, чем на изучение предметов базового уровня. К примеру, в социально – экономическом профиле на изучение обществознания отводится 3 и более часов в неделю, а на изучение обществознания на базовом уровне в учебном плане предусмотрен 1 час в неделю.

Преимуществами профильного уровня можно считать:

  • Глубокое содержание предмета.
  • Большое количество часов на изучение предметов данного уровня.
  • Нацеленность на будущую профессию.

К сожалению, не все школьники мотивированы на серьёзное изучение предметов профильного уровня, и они останавливают свой выбор на базовых предметах. А многие из них не имеют способностей к освоению выбранных профилей.

Учитывая сложность профильного уровня, необходимо разработать требования для отбора школьников при приеме в 10 классы. Какой предмет выбрать для изучения на базовом или профильном уровне — зависит от ученика, от того, какие предметы ему необходимы для поступления в высшее учебное заведение.

Было бы очень хорошо, если ученик имел возможность самостоятельно формировать индивидуальный учебный маршрут, определяя набор базовых и профильных предметов для изучения на старшей ступени образования. Однако набор предметов в профильных классах строго регламентирован учебным планом и не полностью обеспечивает удовлетворение потребностей школьников в изучении желаемых предметов, не входящих в перечень профильных. Например, английский язык сейчас востребован в любой сфере, а изучать его углубленно возможно только в рамках гуманитарного профиля. Хотелось бы верить, что федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения обеспечит ученикам возможность более свободного выбора в составлении индивидуального учебного плана. Соответственно, это будет способствовать повышению качества образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить