Конфликтные ситуации в процессе общения и взаимодействия между субъектами возникают всегда и письменный обмен жалобами и заявлениями считается цивилизованным способом их решения. Разница между этими двумя документами существенна.
Что такое жалоба
Жалоба является требованием в письменном виде при обращении к госоргану уполномоченному к устранению определенного вида ущемленных прав и законных интересов граждан. Жалобы подаются в результате возникновения административно-правовых отношений.
Право любого гражданина на защиту заключается в праве ни обжалование всех незаконных действий и решений.
Жалобы квалифицируются в два варианта по сути возникающих отношений:
- Административная жалоба подаётся в органы ПА, как жалоба на действия и решения представителей ПА.
- Судебные жалобы, подаваемые в суды верхней инстанции.
Административная жалоба в свою очередь подразделяются на:
- Общие административные жалобы, урегулирование вопросов производится на основании ФЗ о порядке.
- Специальные, которые требуют урегулирования иными НПА.
Судебные жалобы имеют ряд специфических особенностей.
- Жалобу в инстанцию суда возможно подать после административной, в качестве обжалования решения, бездействия или незаконного действия.
- Возможно сразу подать жалобу в суд.
- Подача жалоб обоих вариантов одновременно: административной и судебной.
Характеристика жалоб
Для подачи жалобы необходимо достижение возраста административно-правовой дееспособности согласно законам РФ и конституционных прав по достижении шестнадцати лет.
Специфическая черта жалобы, что подается она либо должностному лицу высокого ранга, либо в вышестоящий орган по отношению к тому на чьи действия данная жалоба распространяется.
Сроки реализации подачи общей жалобы не регламентируются законом.
Жалобы затрагивающие вопросы подсудности подаются:
- В арбитражные суды, решение вопросов связанных с решением экономических вопросов в результате коммерческой деятельности.
- Военные суды, вопросы возникающие в ходе несения воинской службы на органы военного управления или командующего состава.
- Суды решающие вопросы общей юриспруденции.
Что такое заявление
Официальное обращение одного или нескольких гражданских лиц, в органы управления государственной власти или местного самоуправления, администрацию юридического лица называется заявлением.
Характерные черты заявления
- Заявление не связывается с каким-либо нарушением прав, либо ущемлением каких-либо законных интересов.
- В содержании отсутствует просьба действий по отношению к устранению нарушений любого характера.
- Заявление целенаправленно имеет в своем основании цель реализации законных прав и интересов заявителя.
- Устранение недостатков в деятельности организаций и предприятий.
- Подаются в письменной и устной форме.
- Порядок рассмотрения аналогичен порядку рассмотрения административных жалоб.
Сроки рассмотрения и права лиц, подающих жалобу или заявление
Зачастую жалобы и заявления в настоящие время остаются без ответа. Тем не менее существует строгий регламент данной процедуры. Знание установленных законом РФ временных границ дает право требования соблюдения этих норм и при бездействии даёт право на обращение в прокуратуру.
- Срок рассмотрения письменной жалобы или заявления не может превышать тридцати суток. Днем начала этого временного промежутка является день регистрации жалобы или заявления в канцелярии.
- Для соблюдения данного регламента, желательно иметь копию, с отметкой о принятии или второй экземпляр с аналогичной отметкой на руках.
- Необходимо знать должность, ФИО принявшего жалобу или заявление.
- Исключением являются жалобы и заявления, несущие в себе информацию о нарушении миграционного законодательства срок их рассмотрения, ограничивается двадцатью днями.
- Срок продления для рассмотрения заявлений или жалоб граждан обязывает от госорганов или иных ответчиков отправление извещения заявителю, о наличии необходимости получения дополнительной информации по интересующему вопросу, которая требует дополнительных запросов в другие организации. Запросы и извещения отсылаются одновременно. Информация может быть отправлена заявителю по почте или в электронном виде на адрес электронного почтового ящика.
Права заявителя:
- В течении всего срока рассмотрения предоставлять документы и информацию в орган, который занимается рассмотрением жалобы или заявления.
- Имеет право ознакомления с документами по решаемому вопросу, если это не противоречит нормативным актам.
- Возможность получить помощь в случаях невозможности получить какие-либо документы без официальных запросов.
- Требовать соблюдение тридцатидневного срока.
- В случае подачи заявления или жалобы не в уполномоченный орган по решению вопроса, данный орган должен уведомить об ошибке заявителя и переслать жалобу в орган, в чьем ведении находится решение вопроса.
- При бездействии заявитель вправе подать жалобу в вышестоящие инстанции.
- Имеет право написать заявление о прекращении рассмотрения.
Отличия жалобы и заявления.
- Различия положения субъектов права процессуального вида.
- Исковая жалоба подается исключительно в письменном виде установленной формы, заявление возможно подать в устной форме или свободной письменном варианте.
- Судебные жалобы рассматриваются с соблюдением строгих сроков регламента, установленного ГПК РФ.
- Судебный иск должен подаваться только в случаях возникновения споров о правах, то есть лицо его подающее уверено, что его права и интересы защищены законом\, Ст.134 дает право отказа в принятии иска. Заявление принимается в любом случае, поскольку не несет в себе требований, а содержит просьбу реализовать свои права и интересы.
Право на обращение в вышестоящие органы, органы госвласти и самоуправления закреплено для гражданина Конституцией РФ, документом, подтверждающим действенные формы защиты личных прав. Форма обращение может быть индивидуальной или коллективной.
.