Автовладельцы ежедневно задаются вопросом, какие осветительные приборы установить на автомобиль? Галогенные лампочки устарели, а ксеноновые — пройденный этап. Теперь производители автотранспортных средств широко используют светодиоды для установки системы освещения. А всё — таки, какие лампы выбрать ксеноновые или светодиодные?
Ксенон
В 1989 году ксенон был открыт английскими исследователями У.Рамзаем и М.Траверсом.
Действие ксенона основывается на появлении светящейся плазмы (дуги) в колбе с закачанным инертным газом. Именно с помощью данного газа вырабатываемая плазма горит ослепительно, такие лампы называют газоразрядными.
Колба с двумя электродами, блоком розжига, закачанным инертным газом, находящаяся под напряжением в двадцать пять тысяч Вольт вырабатывает дугу. Светящаяся дуга даёт ослепительный белый свет, близкий к дневному освещению, что существенно отличает газоразрядную от галогенной лампочки, последние во много раз уступают ксеноновым по яркости освещения.
Светодиодные лампы (LED)
Первый светодиод изобрели более полувека назад, но технология стала развиваться недавно. Изначально светодиод был эксклюзивом, стоил не дёшево. Сейчас полупроводниковые лампы широко используют на предприятиях, частных домах, улицах, а также для монтажа осветительных приборов транспортных средств.
Полностью отличная от газоразрядных лампочек методика, надёжная, финансово выгодная, идущая вперёд высокими темпами. Светодиод – полупроводник, вырабатывающий свет с помощью электрического тока, имеющий плюсовую, а также минусовую клеммы, при неправильном подсоединении свечения не даст. Конструкция светодиодной лампы: полупроводниковый элемент на подложке не проводящей электрическую энергию, корпус содержит контакты, а также оптическую систему. Кристалл покрыт особым веществом, а для фокусировки дополнительно устанавливается линза.
Сегодня выпускают полупроводники третьего поколения, более надёжные предыдущих. Системы со стабилизатором позволяют светить во много раз сильнее полупроводников предыдущих поколений.
Сходства
Сходства ксеноновых и LED ламп:
- Яркий свет при низком потреблении энергии.
- Лампы не ослепляю глаза участников движения.
Отличительные особенности газоразрядных и полупроводниковых ламп
Ксенон:
- Блок розжига потребляет энергию генератора автомобиля, таким образом, уровень мощности двигателя понижается.
- Объёмистый блок розжига не вмещается в прибор освещения, по этой причине он устанавливается снаружи, иногда на несущих конструкциях кузова.
- Китайский аналог запрещён законодательством Российской Федерации.
- Нагревается меньше галогенной, так как лишь десять процентов энергии газоразрядной лампочки трансформируется в тепло.
- Монтаж фирменных ламп стоит не дёшево и по причине прекращения функционирования одной из них, заменить необходимо сразу две.
- Затрудненно сочетание ближнего и дальнего света в одной фаре, необходимо монтировать биксенон, который конструкцию делает ещё дороже.
- Срок эксплуатации газоразрядной лампы больше галогенной, так как к нити из вольфрамовых сплавов в ней нет.
- Газоразрядные лампочки ударопрочны.
Светодиодные лампы:
- Экономят потребление топлива, по причине пониженной нагрузки на двигатель автотранспортного средства.
- Компактны, умещаются в резиновый футляр фары.
- Лампочки в Техническом регламенте Российской Федерации приравнены к галогенным.
- Форма и величина лампочек подходят для любого автомобиля.
- Сочетает ближний и дальний свет.
- Устойчивы к повышенной влажности, перепадам температуры.
- Менее финансово затратные нежели ксеноновые.
- По причине использования большого потока энергии полупроводники очень сильно нагреваются, необходима установка кулера на радиатор для охлаждения.
- Скачки напряжения сокращают период эксплуатации полупроводников.
- Могут прийти в негодность от ударов и тряски кузова.
Надёжность при эксплуатации
Газоразрядные и LED лампочки устойчивы к различным механическим, а также физическим внешним влияниям, по причине отсутствия лампы накаливания. Галогенные портятся очень быстро, особенно при езде по неровным дорогам.
Полупроводник более подвержен нагреву, нежели его оппонент, тем не менее, срок эксплуатации светодиода меньше не становиться.
Специфика монтажа ксенона и светодиодов в осветительные приборы автотранспортных средств
Установка ксенона разрешена только при базовой комплектации авто такого рода фарами или предоставленными характеристиками завода изготовителя. Самостоятельно устанавливать газоразрядные лампочки в осветительные приборы автомобильного средства запрещено законодательством.
Маркировка на фарах, которая находится на её стекле, иногда во внутренней части характеризует наличие или отсутствие возможности установки ксенона, например:
- DR и DC – указывает на наличие в данных видах фар ближнего и дальнего света, соответственно монтаж ксенона разрешён.
- DCR – означает наличие одной лампочки как для ближнего, так и для дальнего освещения, значит монтаж газоразрядной лампы запрещён.
- HR и DC — подходит для установки только ближнего ксенона.
- HR и HC – маркировка для японских автомобилей, только для них разрешен монтаж ксенона.
Со светодиодами немного проще, в Техническом регламенте Российской Федерации отсутствует описание типов осветительных приборов автомобильных средств, в которые допускается установка LED-ламп, таким образом подходит маркировка галогенных. Галогенные фары имеют следующие маркировки: HR, HC и HCR.
Будущее за светодиодными фарами с адаптивным режимом. Они недорогие, подходят для монтажа в автомобильные средства среднего класса, их освещение не уступает ксеноновым.