«Горячие» или «заряженные» версии серийных седанов и хэтчбеков малого класса выпускают многие автопроизводители. Наиболее известны Golf R от VW, Focus ST от Ford, Civic TypeR от Honda. Эти машины отличает более динамичный экстерьер, форсированный двигатель, усиленная подвеска и специфические программы электронных блоков управления силовым агрегатом и трансмиссией, например, система управляемого дрифта.
Волжский автозавод, стараясь оставаться в тренде, в 2013 году начал производство модификации Lada Granta – Granta Sport. Экспериментальный образец был продемонстрирован еще в 2011. Наличие альтернатив предполагает проблему выбора: какой вариант Гранты лучше приобрести и по каким критериям проводить сравнительную оценку.
Lada Granta – бюджетный и семейный, но стильный автомобиль
АвтоВАЗ выпустил Гранту в 2011 году на замену устаревшим Самаре и Калине. Это машины для людей с невысокой зарплатой и потребностью в неприхотливой «рабочей лошадке» на каждый день. Однако, конструкторы основательно потрудились над дизайном машины, чтобы она по внешнему облику не уступала более дорогостоящим моделям. После рестайлинга 2018 года Lada Granta в очередной раз преобразилась, обретя Х-образное оформление передней части кузова.
Гранта седан 2019 г. доступна (по данным официального сайта производителя) в 14 комплектациях. Бензиновые инжекторные двигатели рабочим объемом 1,6 л отличаются конструкцией ГРМ и мощностью: 8-клапанный ВАЗ-11186 выдает 87 л.с., 16-клапанные ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 – по 98 и 106 л.с., соответственно. Трансмиссия:
- 5-ступенчатая механическая коробка передач.
- 5-ступенчатая роботизированная (автоматизированная) механическая КП.
- 4-ступенчатый японский автомат.
Цена автомобиля колеблется от 435 (комплектация Standard) до 625 (Luxe) тыс. руб. Что интересно, без дополнительной оплаты доступны только два варианта окраски машин: черный и белый.
Lada Granta Sport – агрессивный, динамичный, но уже не новый автомобиль
«Заряженная» Granta выпускалась с 2013 по 2018 год. Сейчас АвтоВАЗ продвигает Kalina NFR R1 и Vesta Sport, хотя былые заслуги и популярность Гранты подтолкнули отечественного производителя к рестайлингу модели. Предполагается, что обновленные машины выйдут в свет уже летом 2019 г., но по факту имеется только техника минимум годичной давности, а официальный сайт по поводу продаж Гранты Спорт хранит абсолютное молчание.
Естественно, Granta Sport, поступавшая в широкую продажу, это не настоящий спортивный автомобиль, а лишь хорошая стилизация под него. Для иллюстрации: Гранта Спорт, принимавшая участие в мировом чемпионате по турингу, имела 320-сильный мотор, а серийная модель – двигатель мощностью 120 л.с. Тем не менее, «горячий» седан дает своему владельцу возможность выделиться из однотипного потока транспортных средств, заявить о своей индивидуальности, реализовать активный стиль вождения.
Общие черты Гранты и Гранты Спорт
Кузов (его металлический остов) одинаков для обеих моделей. «Спортивность» достигается только за счет оформления: оригинальные бамперы, дефлектор, накладки на пороги.
Габаритные размеры картеров основных агрегатов идентичны, т.е. у конструкторов не было необходимости изменять координаты точек их крепления. Бензиновые 16-клапанные двигатели сравниваемых машин внешне абсолютно не отличается, разница лишь в распредвале и настройках ЭБУ. Механическая 5-ступенчатая КП и главная передача аналогичны по конструкции, но передаточные числа на спортивной версии изменены с прицелом на лучшую разгонную динамику.
По оснащению специфическими опциями Гранта Спорт вполне сравнима с обычной Грантой, правда в люксовой комплектации. Оба автомобиля имеют парковочную систему, АBS+BAS, климат-контроль, аудиосистема, стеклоочиститель с «датчиком дождя», обогрев передних сидений и ветрового стекла, электрообогрев и электропривод наружных зеркал, электроусилитель руля и т.д.
Отличия Гранты Спорт от Гранты
Сравнение, в идеале, нужно выполнять по моделям одного года выпуска, но базовая Granta уже доступна в рестайлинговом исполнении, а «горячая» версия с лета 2018 года не выпускается. Следовательно, для полной и объективной картины все новшества необходимо учитывать.
Двигатель
- За счет измененных фаз газораспределения, уменьшения сопротивлений на впуске и выпуске, скорректированной прошивки блока управления мотор ВАЗ-21126 выдает 120 л.с. против 98 л.с. на нетюнингованной версии. Правда, Lada Granta может еще поставляться с двигателями на 87 (8-клапанник) и 106 л.с.
- Скоростная характеристика ДВС Granta Sport (кривые мощности и крутящего момента) рассчитаны на интенсивный рост после 3000 об/мин, т.е. силовой агрегат «заточен» на работу при высокой частоте вращения.
- Двигатели рестайлинговых машин 2019 года выгодно отличаются от моделей предыдущих выпусков наличием безударных («безвтыковых») поршней, исключающих поломку клапанов при обрыве ремня привода распредвала.
Трансмиссия
- В отличии от базовой модели, на которой могут стоять три варианта коробок передач, на спортивной Гранте применяется только механика, но передаточное число главной передачи сделано более тяговым (4,30 вместо 3,71). Это позволяет повысить интенсивность разгона.
- Обновленные автомобили 2019 года также получили новую главную пару (3,94 вместо 3,71). Усовершенствовалась роботизированная коробка: переключение передач стало более быстрым, в программном обеспечении предусмотрены «ползущий» («городской») и «спортивный» режимы.
Ходовая часть
- Укороченные пружины Гранты Спорт уменьшили дорожный просвет со 160 до 145 мм. Смещение креплений балки задней оси увеличило колесную базу на 14 мм.
- Спортивная версия использует амортизаторы с газовым подпором и измененной характеристикой демпфирования.
- Конвейерная Granta продается с колесными дисками 13, 14 и 15 дюймов, «заряженная» – 16 дюймов под шины Yokohama 195/50R
Механизмы управления
- На Гранте Спорт все тормоза дисковые, причем передние – увеличенного размера. На базовой модели задние тормозные механизмы барабанного типа.
- Спортивный вариант имеет более резкий рулевой механизм с укороченным ходом рейки и меньшим числом оборотов шестерни (2,6 против 3,1).
Салон
- Особо привлекательна оригинальная отделка салона «горячего» седана: спортивные сиденья, отделка руля и рычага КП
- Базовая Гранта после рестайлинга улучшила интерьер салона, поэтому различия стали менее контрастны.
Какую Гранту выбрать?
- Если нет желания дожидаться рестайла Granta Sport, то на вторичном рынке ее цена сопоставима с новыми моделями базовой машины (400 – 500 тыс. руб.). Здесь для потенциального покупателя важно определиться, насколько он является фанатом активного драйва.
- Нужно учесть по каким дорогам предстоит ездить приобретаемой машине. Пусть подвеска у Гранты Спорт и пожестче, но уменьшенный дорожный просвет грозит дорогостоящими проблемами, например, повреждением картера коробки передач или элементов выпускной системы двигателя.
- Несомненный плюс Гранты Спорт в способе сборки. Это не основной конвейер АвтоВАЗа, а отдельное предприятие, собирающее до 10 автомобилей за смену. Понятно, что при меньших объемах выпуска гарантировать качество гораздо проще.
- Покупатель серийной Lada Granta, в отличие от покупателя «заряженной» машины имеет более широкий выбор (помним о 14 комплектациях).
Конструкция автомобилей постоянно совершенствуется. Всего лишь год отсутствия на рынке и конкуренты уже подтягиваются, наращивают объем предлагаемых опций. В 2019 году Granta Sport еще сохраняет определенные преимущества, но без качественной модернизации их очень легко растерять.