В своё время, семейство седанов Волжского автозавода стало сверхпопулярным у советских водителей благодаря не только практичности, неприхотливости и ремонтопригодности, но и стильному дизайну машин. С течением лет, ни одно из этих качеств не потеряло актуальности.
Спустя более десятилетия после окончательного завершения производства, «ВАЗ-классика» по-прежнему популярна. За счёт большого объёма выпуска, на вторичном рынке имеется большое количество автомобилей всей линейки, включая базовую версию ВАЗ-2101 и люксовую ВАЗ-2106. Но выбор представляет определённые сложности, так как различия между моделями семейства не всегда очевидны. К тому же, в зависимости от состояния конкретных машин и других факторов, разброс цен может быть значительным, и иногда исходная «копейка» стоит дороже «премиумной» «шестёрки».
Чтобы определиться, какая из них предпочтительнее, сравним характеристики.
ВАЗ-2101
Родоначальница большого семейства, «копейка» производилась на ВАЗе в 1970-1984 гг., получив за этот период две модификации с улучшенным двигателем и более комфортабельным салоном. Для своих лет, модель 2101 была наилучшей из всех выпускавшихся советским автопромом недорогих малолитражек.
Характеристики ВАЗ-2101:
- Мест – 5.
- Длина корпуса – 4073 мм.
- Ширина – 1611 мм.
- Высота – 1440 мм.
- Колёсная база – 2424 мм.
- Клиренс — 175 мм под передней осью, 170 мм под задней.
- Вместимость багажника – 325 л.
- Масса снаряженная – 955 кг.
- Масса полная – 1355 кг.
- Мощность двигателя – 64 л.с.
- Средний расход горючего на 100 км – 8,8 л.
- Запас горючего – 39 л.
ВАЗ-2106
«Шестёрка» представляла собой люксовую версию ВАЗ-2103, которая, в свою очередь, была премиумной вариацией ВАЗ-2101. Главным отличием ВАЗ-2106 стал двигатель наибольшего во всём семействе литража и мощности. Кроме него, машина получила максимально комфортабельный салон, обновлён был и её экстерьер.
Модель 2106 выпускалась в Тольятти в 1976-2001 гг. в нескольких модификациях с разными двигателями (объёмом 1,45 л и 1,3 л, против оригинального в 1,57 л) и мелкими изменениями конструкции. В 2001-2006 гг. её производство продолжалось в Ижевске.
Характеристики ВАЗ-2106:
- Мест – 5.
- Длина корпуса – 4116 мм.
- Ширина – 1611 мм.
- Высота – 1440 мм.
- Колёсная база – 2424 мм.
- Клиренс — 175 мм под передней осью, 170 мм под задней.
- Вместимость багажника – 345 л.
- Масса снаряженная – 1045 кг.
- Масса полная – 1445 кг.
- Мощность двигателя – 78 л.с.
- Средний расход горючего на 100 км – 8,5 л.
- Запас горючего – 39 л.
Что общего у двух моделей?
Издалека «копейка» и «шестёрка» очень похожи внешне, и это не случайность, а проявление «фамильных» черт, свойственных всему семейству классических седанов.
- Одинаковая компоновка и принципиально одинаковые по конструкции кузова.
- Имеется унификация по ряду второстепенных агрегатов и узлов.
- Значительная доля «шестёрок» получила 1,3-л двигатель ВАЗ-21011 от модернизированной «копейки».
- В нынешних реалиях, обе модели торгуются по близким ценам, в основном до 50000 рублей.
Чем модели отличаются?
Различий между бюджетным и люксовым седанами всё-таки гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
- За счёт большей мощности и усовершенствованной трансмиссии, модификации «шестёрки» с 1,45-л и 1,57-л моторами заметно превосходят «копейку» по динамике и проходимости. Модификации с 1,3-л двигателем этими преимуществами, естественно, не обладают.
- На ВАЗ-2106 ижевского производства стоит инжекторный двигатель ВАЗ-21067 мощность. 73 л.с., гораздо более лёгкий в обслуживании, чем моторы ранних модификаций, и с меньшим расходом горючего.
- Главное преимущество салона «шестёрки» перед «копейкой» — улучшенная тепло- и шумоизоляция.
- Отделка-люкс интерьера ВАЗ-2106 наивысшего качества в машинах ранних выпусков. С течением лет дизайн постепенно упрощался и удешевлялся, поэтому уже машины конца 1980-х гг. по этому параметру не так уж и превосходят «копейку».
- При близком сходстве конструкций, качество изготовления кузова у ВАЗ-2101, в среднем, лучше, чем у ВАЗ-2106. Наилучшие «шестёрочные» кузова у доперестроечных выпусков, после чего начинается постепенное падение качества. Машины 1990-х годов имеют наихудшее качество кузова, «шестёрки» ижевского производства начала 2000-х вновь показывают его улучшение.
- По доступности запчастей и ремонтопригодности ВАЗ-2106 сегодня превосходит ВАЗ-2101, в т.ч. за счёт частичной унификации с более молодыми моделями семейства (например, 2105 и 2107), которые выпускались вплоть до 2010-х годов. Поэтому для «шестёрок» всё ещё доступны агрегаты и запчасти российского производства, отличающиеся несколько лучшим качеством. «Копейки» поддерживаются, в основном, за счёт китайских запчастей.
Какую приобрести?
По большинству потребительских качеств ВАЗ-2106 заметно превосходит ВАЗ-2101. Даже если сравнивать модификации с одним и тем же двигателем, «шестёрка» всё равно остаётся лучше по эргономике, надёжности и ремонтопригодности. В версии с более мощным мотором, ВАЗ-2106 обставляет «копейку» ещё и по динамике.
«Шестёрка» оказалась самой массовой среди классических ВАЗов, поэтому в ассортименте вторичного рынка найдётся предложение на любой вкус. Тем, кому нужна чисто утилитарная машина, стоит присмотреться к мощным версиям с полуторалитровым или инжекторным двигателем. Ценители советской автоэстетики смогут подыскать отреставрированную «шестёрку» раннего выпуска с высококачественной отделкой салона и хромированным внешним оформлением за 25000-300000 рублей.
Но при выборе из нескольких доступных вариантов важно обратить внимание на состояние конкретных машин, особенно на их кузова. Битый или тронутый ржавчиной кузов является источником постоянных проблем, которые не компенсируются никакими преимуществами начинки. Поэтому, если выбирать придётся между гнилой «шестёркой» и свежей «копейкой», выбрать стоит последнюю.