Данные категории рассматриваются наукой, как разные уровни методологии исследования. Однако не все начинающие ученые различают эти понятия. Некоторые методы и подходы настолько глубоко взаимосвязаны, что иногда используются как синонимы.
Подмена понятий может доставить массу неприятностей во время защиты диссертации, написания автореферата или научной статьи в рецензируемых изданиях. Чтобы избежать этого, следует изучить особенности каждого феномена в отдельности, а также возможности их использования при описании методологии исследования.
Подход как принципиальная основа исследования
Исходным содержанием понятия является определенная идея, концепция, точка зрения, обуславливающая организацию того или иного процесса. Выбор научного подхода неразрывно связан с личностными ценностями, убеждениями и идеалами человека. Молодой исследователь выбирает научную школу или руководителя. Вряд ли он примкнет к научному сообществу с противоречащими ему ценностями. Смена научного направления, руководителя или подхода крайне нежелательна и расценивается в академической среде как предательство.
Один подход становится основой построения множества теорий, в этом состоит суть творчества ученого. Можно по-разному объединять и структурировать методы. При этом цели исследований будут схожими, и каждый ученый внесет вклад в развитие данного подхода.
Например, гуманистический подход в педагогике утверждает ценность каждого ребенка, его свободу, талант, творчество и способность к обучению. Два великих педагога 20 века – В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко реализовали гуманистическую педагогику в своей практике, но очень по-разному.
При всем уважении к ребенку Антон Семенович утверждал первичную роль коллектива в воспитании человека. Особую значимость он придавал созидательному труду и воспитанию самоуважения ребенка посредством материального вознаграждения (зарплаты). Практика перевоспитания трудных подростков доказала успешность теории.
Василий Александрович считал, что в первую очередь детей надо накормить, вылечить, одеть, обезопасить, только потом приступать к их обучению и воспитанию. Он заботился о питании и психологическом здоровье каждого воспитанника, много работал с родителями, старался повлиять на создание доброй атмосферы в семье. Обучение педагог проводил на свежем воздухе. Разработал авторские методики — рассказы и зарисовки в природе, беседы о нравственности, праздники общих дел.
Метод как способ действия
Метод — это путь достижения результата, четкий план последовательных действий:
- Выделяют общенаучные и частные методы.
- В различных науках происходит заимствование методов для дополнения исследования и реализации поставленных задач.
- Метод может иметь множество вариантов исполнения для различных условий.
- Не существует моды на методы.
- Научный прогресс изменяет методы.
К общенаучным относятся: анализ литературы, моделирование, наблюдение, эксперимент. Они используются в различных областях науки одинаково продуктивно.
В каждой отрасли разработаны собственные специфические способы деятельности, например в педагогике: лекция, семинар, беседа, проект. В аналитической химии: титрование, спектральный анализ, кондуктометрия.
Иногда происходит заимствование методов из других наук. Для определения достоверности различных исследований используют данные математической статистики. Для определения эффективности экологических решений применяют результаты аналитической химии.
Конкретная проработка пути достижения поставленных в исследовании задач представляет собой методику. На сегодняшний день каждый метод имеет множество методик. Если методика применяется на производстве, ее аккредитуют и называют стандартом (ГОСТ).
Метод изменяется во времени в связи с достижениями науки и техники. Так, функциональная диагностика головного мозга существенно преобразилась с появлением магнитно-резонансного томографа. Наблюдение в живой природе стало более эффективным за счет появления автоматической видеосъемки, беспилотных летательных аппаратов, портативных лабораторий. Статистическая обработка данных стала доступнее в исполнении за счет программного обеспечения компьютерной техники, выполняющего за человека громоздкие расчеты.
Каждая научная лаборатория или исследовательский центр вырабатывает свои особенности в реализации методов. Ученые заимствуют друг у друга наиболее удачные методики. Методы — это «черный хлеб» научной работы. Они вне моды, вне споров. Самым главным достоинством метода является то, что он представляет человеку пошаговую инструкцию по решению конкретной исследовательской задачи.
Причины возникновения путаницы
Путаница происходит только из-за схожести некоторых названий. Отсюда следует некорректное отождествление категорий. Однако даже схожие названия не дают основания к подобным вольностям.
Например, существуют исторический метод исследования и историцизм — исторический подход. Метод используется для описания архивных текстов, археологических находок, исторических событий. Историцизм же охватывает все науки об обществе и нацелен на открытие законов человеческой истории, позволяющих смоделировать развитие общества в будущем.
Научным может называться и метод, и подход. Научный метод предъявляет жесткие требования к приемам сбора, хранения и обработки информации. Здесь признают только факты и объективные данные, подтвержденные практикой. Научный подход подразумевает использование арсенала научных же методов, но оставляет место для интуитивного познания, необъяснимых явлений, предвидения. Н.П. Бехтерева, величайший ученый современности, признавала существование магии творчества, феномена Ванги и человеческой души.
Объективные различия
Для того, чтобы не путать понятия, нужно проанализировать различия в этих терминах:
- Подход является синонимом научного направления, в то время как метод не связан с одной научной школой.
- Подход отражает мировоззрение ученого, а метод свободен от идеологии.
- Подход подвержен влиянию научной моды и меняется с появлением новой плеяды ученых. Метод не подвержен моде, но изменяется вследствие научно-технического прогресса.
- Подход в исследовании ориентирует ученого на постановку проблем и интерпретацию результатов, а метод – на сбор и обработку материала.
- Подход с трудом описывается и воспроизводится, в то время как метод может быть легко представлен в виде последовательных операций и воспроизведен.
- Подходы субъективны и не поддаются оценке, а методы могут быть объективно оценены по ряду критериев.
Первоначально выбирают подход. Как правило, в кандидатских это определяется научной школой руководителя или близких к нему научных течений. Научная школа обуславливает постановку цели, задач и гипотезы исследования. От этого зависит выбор путей и способов решения задач. В работе одновременно будут использоваться общенаучные и специальные методы. Новизной кандидатской работы становится нетривиальная компоновка методов, оптимизация, разработка новых приемов. На этой основе формируется авторская технология.
Создание нового метода исследования – это уже уровень докторской диссертации. Часто научные школы объединяются в реализации какого-либо подхода. И только великие ученые создают собственные научные подходы.
Вывод
Четко разработанная методологическая основа исследования — залог планомерной и плодотворной работы над диссертацией. Молодым ученым категорически не рекомендуется выходить на защиту, не разобравшись с данной терминологией.