Себестоимость продукции может исчисляться по разным принципам в отдельных отраслях. В торговле будут применяться одни критерий, в производстве другой.
Валовая прибыль
Является важным показателем отчета о прибылях и убытках. Дает информацию о выручке, полученной компанией за определенный период. Она измеряет разницу между продажной ценой и себестоимостью продукта или услуги. Это ключевой элемент конкурентоспособности предпринимателей на рынке. Служит он основой для расчета коэффициента выручки. Показатель тесно связан с рентабельностью деятельности.
Роль
Хороший валовой доход является необходимым условием хорошей доходной деятельности. Поэтому установка его на продукт является необходимым условием для установления ценовой политики. Это включает переговоры о покупных расходах с поставщиками.
Вычисление коэффициента валового дохода каждого из своих продуктов позволяет сравнить их вклад в работу компании. Выраженное в процентах, это соотношение соответствует коммерческий доход. Этот показатель эффективности может затем привести к сопоставлениям с конкурентами, например, для корректировки отпускных цен. Владелец бизнеса, у которого совокупный доход выше, чем у его конкурентов, может снизить свои отпускные цены, чтобы восстановить конкурентоспособность на рынке. Процентное отношение, также позволяет оценить рост ставок дивиденда за последние годы.
Формулы для расчета
На основании элементов, содержащихся в отчете о прибылях и убытках компании, предприниматель может рассчитать свою валовую выручку.
Валовая выручка = продажа товаров — стоимость покупки товаров.
Стоимость покупки проданных товаров рассчитывается на основе покупки и изменения в запасе товаров.
В процентном соотношении = (валовая выручка / без продажи товаров) x 100.
Пример расчета:
- За определенный период предприниматель купил 1000 вещей.
- 300 джинсов по 20 евро штука, которые он продал 100 евро.
- 200 куртки по 60 евро штука, которые он продал 150 евро.
- 500 футболок по 8 евро штука, что он продал кусок 16 евро.
- Валовая прибыль джинсов составляет 100 – 20 = 80,
- В процентном соотношении составляет 80 / 100 х 100 = 80 %.
- Валовая прибыль куртки составляет 150 – 60 = 90,
- В процентном соотношении составляет (90 / 150) х 100 = 60 %.
- Валовая прибыль футболки составляет 16 – 8= 8,
- В процентном соотношении составляет (8 / 16) x 100 = 50 %.
Джинсовая ткань – продукт с самой высокой доходностью для предпринимателя, потому что он имеет самую высокую ставку валовой прибыли.
Из этих данных предприниматель может рассчитать свой валовой доход за период:
- Продажи равны (300 x 100) + (200 x 150) + (500 x 16) = 30 000 + 30 000 + 8 000 = 68 000 евро.
- Цена покупки равна (300 x 20) + (200 x 60) + (500 x 8) = 6 000 + 12 000 + 4 000 = 22 000 евро.
- Общий валовой доход равен 68 000 — 22 000 = 46 000 евро.
- В процентном соотношении (46 000 / 68 000) x 100 = 67,65 %
Чистая прибыль
Это положительный результат бухгалтерского учета, созданный компанией за 12-месячный период. Когда разница между доходами и расходами компании является положительной, ее чистый доход показывает прибыль. Когда эта разница отрицательная, мы говорим о дефиците или убытке. В большинстве стран рентабельные компании облагаются корпоративным налогом. Остальная часть после расходов, амортизация активов компании, резервы на амортизацию и налогообложение затем называются чистой прибылью.
Затем располагаемый доход распределяется между акционерными обществами между акционерами в форме дивидендов и самой компанией для увеличения ее возможностей для самофинансирования. Чистый доход, деленная на количество акций, позволяет оценить эффективность деятельности компании.
Вот формула для вычисления чистого результата: Чистая прибыль (прибыль или убыток) = доходы – расходы.
Положительный результат называется прибылью.
Расходы включают амортизацию, резервы, финансовые сборы и исключительные расходы.
Чем они отличаются
Общее между двумя понятиями, то что, значение зависит от цены продукции и себестоимости продукции. Главное отличие валовой прибыли от чистой в том, что в структуре первой не учитываются налоги и сборы. В другом рассматриваются. На основе валовой прибыли – посредством вычитания из нее сумм налогов и сборов – рассчитывается чистая прибыль. Факторы, влияющие на величину первого показателя, косвенно определяют размер второго, который зависит от влияния ряда специфических факторов. Валовая прибыль и чистая прибыль рассчитываются по разным расчетным формулам:
Валовая прибыль = отпускная цена услуги или продукции – себестоимость.
Чистая прибыль = валовая прибыль — (расходы + амортизация активов + резервы).
Пример:
Предприятие у своего поставщика приобретает технику стоимостью 10 000 руб. Планирует перепродать ее за 20 000 руб. клиенту. Техника поступает из Тайваня. Предприятие платит за доставку — 500 руб., таможенные пошлины — 600 руб., также должно передать расходы, связанные с деятельностью по этой сделке: аренда склада, амортизация транспортного средства, зарплата водителя – все 200 руб.
Валовая прибыль = 20000 — (10000 + 500 + 600 +2000) = 6900 руб.
Предприятие имеет чистую коммерческую прибыль в размере 6900 руб. за эту сделку.