bardis19

С момента появления первых автомобилей конструкторы стали внедрять различные приспособления для торможения колёс. Изначально данные системы были достаточно простыми. Развитие технического прогресса привело к росту скоростных параметров автомобилей. В результате появились системы торможения, дополненные различными приводными механизмами.

Система барабанного типа

Первые тормоза такого типа появились в начале 20-го века. Способность таких агрегатов эффективно рассеивать тепловую энергию быстро привлекла внимание ведущих автопроизводителей. К середине 20-х годов барабанные тормозные механизмы стали основными вариантами комплектования автомобилей самых различных типов.

Барабанные тормоза

Конструктивные особенности

В состав барабанных тормозов типа входят следующие детали:

  • Тормозной барабан.
  • Колодки, дополненные накладками с фрикционным слоем.
  • Опорные пальцы крепления колодок.
  • Стяжные пружины.
  • Планка для разжимания колодок.
  • Силовой цилиндр.
  • Привод стояночного тормоза.

Колодки размещаются внутри корпуса барабана с определённым зазором. При нажатии на педаль происходит воздействие толкателей на верхние проушины колодок. При снятии усилия энергия возвратных пружин обеспечивает возврат колодок в исходное положение. Обеспечение работы стояночного тормоза производится с помощью тросового привода.

Для поддержания постоянного зазора между тормозным барабаном и колодками в конструкцию тормозных механизмов включены механизмы компенсации. Первые варианты подобных агрегатов предполагали периодическое выполнение таких работ. Затем конструкторы смогли создать подобные механизмы с возможностью автоматической регулировки параметров.

Постоянное улучшение конструкции тормозных систем позволило дополнить колёсные тормозные механизмы датчиками, а также исполнительными агрегатами антиблокировочной системы.

Современные варианты подобных механизмов оснащаются тормозными барабанами улучшенной формы. Их поверхность стала дополняться рёбрами, позволяющими с максимальной эффективностью отводить тепловую энергию, возникающую при торможении колёс.

Тормозные механизмы дискового типа

Мощность двигателей и скоростные характеристики автомобилей неизменно росли. Барабанные тормозные устройства теперь не всегда справлялись с повышенными нагрузками. Кроме того, повышенное температурное поле вызывало выход из строя ступичных подшипников. После начала выпуска более мощных силовых цилиндров стало возможным создание тормозных устройств дискового типа.

Дисковые тормоза

Конструкция и работа системы

Тормозные устройства дискового типа включают в свой состав такие части и агрегаты:

  • Тормозной диск.
  • Суппорт с направляющими.
  • Силовой цилиндр.
  • Тормозные колодки.
  • Датчик износа фрикционного покрытия колодок.
  • Защитный кожух.

Для изготовления тормозных дисков применяются различные материалы. Массовое распространение получили диски, выполненные из чугунных сплавов. Данный материал обеспечивает отличное отведение тепла, однако в процессе эксплуатации возможно появление деформации поверхности диска. Кроме того при длительной стоянке внешняя часть диска подвержена коррозионному воздействию окружающей среды. Гораздо реже для подобных целей используется нержавеющая сталь.

Спортивные и рекордные автомобили работают в экстремальных условиях, поэтому тормозные диски на них могут быть изготовлены из карбона или керамики. В данном случае удаётся повысить рабочую температуру тормозного устройства и его эффективность.

Для снижения рабочей температуры в дисках выполняются профилированные отверстия, а также вентиляционные каналы. Приток и отведение воздушного потока производится с помощью специальных аэродинамических элементов. Также рассеиванию тепла способствует наличие проставки между ступицей и диском.

Колодки в таких тормозах имеют малые габариты и высокую надёжность. Для их правильного размещения применяется суппорт, изготовленный из чугуна или алюминиевого сплава. Конструкция суппорта позволяет создать тормозной механизм с плавающей скобой или фиксированного типа.

Сравнение систем

Положительные свойства барабанных тормозных механизмов:

  1. Дешевизна производства.
  2. Повышенный эксплуатационный ресурс.
  3. Улучшенная защита от попадания посторонних частиц на рабочую поверхность колодок.
  4. Отработанная конструкция привода стояночного тормоза.

Недостатки данной системы:

  • Повышенная температура деталей при работе.
  • Необходимость проведения регулировок отдельных частей.
  • Неравномерное пятно контакта тормозных колодок.
  • Высокий вес конструкции.

Несмотря на то, что дисковые тормоза получили широкое распространение в современных автомобилях, данные агрегаты имеют свои плюсы и минусы. Основные преимущества дисковых тормозных устройств:

  1. Высокая эффективность торможения.
  2. Отличное отведение избыточного тепла.
  3. Удобство проведения сервисных операций.
  4. Малые габариты и вес конструкции.

Негативные аспекты конструкции:

  • Слабая защита от загрязнения.
  • Пониженный ресурс тормозных колодок.
  • Коррозионные повреждения поверхности тормозного диска.
  • Сложная конструкция привода стояночного тормоза.

Барабанные и дисковые тормоза

Многие модели современных автомобилей успешно сочетают в своей конструкции тормозные механизмы барабанных и дисковых типов. Чаще всего передние колёса оснащаются дисковыми тормозами, которые обеспечивают лучшие тормозные характеристики. При этом для снижения производственных затрат и упрощения конструкции задний мост комплектуется барабанными тормозами.

Тем не менее наблюдается общая тенденция к оснащению автомобилей полным комплектом дисковых тормозов. Такой подход вызван снижением цены отдельных деталей, доработками конструкции, а также постоянным ужесточением требований обеспечения безопасности движения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить