Дома с центральным водоснабжением – норма современного мира. Пожалуй, сейчас только единицы хозяйств не имеют в доме крана с водой. Однако, вода – ресурс невосполнимый, ее ценность настолько велика, что вопрос учета воды решен на государственном уровне. Так, согласно Федерального закона №261 от 23.11.2009 г., все домохозяйства, имеющие центральное водоснабжение, обязаны иметь счетчики контроля водопотребления. А ФЗ №102 от 26.06.2008 г. отвечает за обеспечение единства средств измерений.
Как любая аппаратура, счетчики эти могут давать некорректные показания. И чтобы это избежать, проводится плановая поверка приборов учета, а также их замена при необходимости.
Поверка счетчиков – что это?
Поверка счетчиков воды – это, фактически, проверка правильности их показаний. Периодичность поверки указана в техническом паспорте каждого устройства и составляет 4 года для горячего водоснабжения и 6 лет – для холодного. Существуют модели, обычно иностранного производства, периодичность которых может быть 10 и даже 15 лет, но в реальности их, как правило, не применяют, так как их себестоимость не окупается большим межповерочным интервалом.
Кстати, разный интервал между проверками счетчиков на холодную и горячую воду выбран неслучайно. Как известно, вода на горячее и холодное водоснабжение берется из одних источников, однако с горячей проводится еще ряд процедур. Помимо нагрева в нее добавляют разнообразные химические вещества, для сокращения ее коррозионных свойств (у нагретой воды она выше) и для предотвращения развития патогенной микрофлоры, ведь теплая влажная среда – ее излюбленное место обитания. К сожалению, воздействие этих присадок негативно отражается на состоянии труб и техники, в том числе и на приборах, отвечающих за контроль расхода воды. Поэтому срок службы их значительно ниже, а период поверок, следовательно, чаще.
В нашей стране следить за сроком поверок должны сами водопользователи. Как правило, управляющая компания, обслуживающая дом, в курсе сроков установки каждого прибора и часто может отмечать дату контроля правильности показаний в квитанциях на оплату коммунальных услуг. Также срок установки и поверки указывается в техническом паспорте аппарата, который обязательно должен быть на руках у собственника жилплощади.
При приближении сроков поверки, владельцу жилья необходимо позвонить в одну из фирм, имеющих аккредитацию на проведение подобных работ, и согласовать дату и время их прихода для процедуры поверки. Затягивать с проведением этой операции невыгодно именно собственнику – как только выходит срок поверки, показания счетчика считаются недействительными и плата за расход воды рассчитывается не по фактическим данным, а по среднему нормативу, что выходит намного дороже. Подобный порядок начисления регламентирован Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 года, так что оспорить повышение платы не получится. Так что озаботится этим вопросом лучше месяца за 1,5-2 до намеченного срока поверки.
Стоит отметить, сама процедура проведения поверки несложная и занимает 15-20 минут. Представитель организации, осуществляющей контроль, при помощи специального прибора, подключается к водопроводу и прогоняет через него некоторое количество воды, после чего сравнивает показания, оценивает уровень погрешности счетчика и выдает документ, подтверждающий исправность аппарата или информирующий о выходе его из строя. Документ необходимо предоставить в водоканал для начисления платы за воду в соответствии с данными прибора, которые теперь считаются корректными и могут быть использованы для начисления ежемесячной платы за коммунальные услуги. Если же счетчик неисправен, необходима замена.
Замена счетчика, когда и зачем
Замену счетчика проводят при его поломке и неправильной работе. Неисправность можно заметить самостоятельно – не вращается механизм или запотевает стекло изнутри. Либо на некорректную работу укажет специалист в ходе плановой поверки прибора. Также, еще один показатель неправильной работы аппарата – это сильно различающиеся данные по водопотреблению при неизменном количестве проживающих.
Независимо от способа выявления поломки, необходимость установки нового счетчика представляет собой ряд непредвиденных работ и расходов.
Для замены сломанного прибора нужно:
- Приобрести новое устройство.
- Предупредить управляющую компанию (УК) и согласовать срок замены с ней – замена прибора учета водопотребления требует отключение воды по всему стояку, а это возможно лишь с привлечением сотрудника организации, обслуживающей дом.
- Договориться с работником, который будет устанавливать счетчик – если нет желания делать это самостоятельно.
- При необходимости подготовить место для проведения работ – разобрать декоративный короб, отодвинуть мебель и бытовую технику.
- После установки важно пригласить представителя УК для опломбировки нового аппарата – без данной процедуры показания счетчика приниматься не будут.
После того, как на устройство устанавливается пломба, он готов к работе.
Замена или поверка – что лучше
И поверка счетчика и замена неисправного необходимы для правильного начисления коммунальных услуг, поэтому желательно время от времени проверять работу счетчиков воды и отслеживать примерный срок необходимой поверки.
Сейчас некоторые представители организаций по продаже оборудования водоучета предлагают жильцам домов и квартир не проводить поверку, а осуществлять сразу замену счетчика. И их доводы могут показаться вполне логичными:
- Стоимость поверки и стоимость установки нового счетчика примерно равны.
- Новый аппарат сможет дольше работать, меньше вероятность неожиданной поломки в неподходящий момент.
- Если поверка выявила неисправность, устройство все равно придется менять, а деньги на поверку будут уже потрачены.
Тем не менее, есть и очевидные недостатки такого подхода, из них:
- Больший объем подготовительных работ. Если для поверки приборов необходимо просто обеспечить доступ к визуальному осмотру устройства, то для замены будет нужно открыть полный доступ к счетчику, может возникнуть необходимость проведения дополнительных работ: потребоваться замена запорной арматуры или труб.
- Больший объем работ после проведения замены – уборка, согласование с УК, возможно, восстановление короба.
- Покупка счетчика. Стоимость их как правило сравнительно невелика, но тоже требует времени и финансовых затрат.
- Время работы. При контроле правильности показаний прибора оно одинаково и составляет около 20 мин., в то время как замена устройства может затянуться надолго – зависит от сложности работы и квалификации работника.
Хочется отметить, что, в среднем, срок эксплуатации прибора учета водопотребления 12 лет, при этом, устройство на горячую воду выходит из строя раньше такого же учитывающего расход холодной воды. Так что проводить вторую и третью поверку одного и того же счетчика можно, но велика вероятность, что он ее не пройдет и все равно потребуется установка нового.