ch12

Дома с центральным водоснабжением – норма современного мира. Пожалуй, сейчас только единицы хозяйств не имеют в доме крана с водой. Однако, вода – ресурс невосполнимый, ее ценность настолько велика, что вопрос учета воды решен на государственном уровне. Так, согласно Федерального закона №261 от 23.11.2009 г., все домохозяйства, имеющие центральное водоснабжение, обязаны иметь счетчики контроля водопотребления. А ФЗ №102 от 26.06.2008 г. отвечает за обеспечение единства средств измерений.

Как любая аппаратура, счетчики эти могут давать некорректные показания. И чтобы это избежать, проводится плановая поверка приборов учета, а также их замена при необходимости.

Поверка счетчиков – что это?

Поверка счетчиков воды – это, фактически, проверка правильности их показаний. Периодичность поверки указана в техническом паспорте каждого устройства и составляет 4 года для горячего водоснабжения и 6 лет – для холодного. Существуют модели, обычно иностранного производства, периодичность которых может быть 10 и даже 15 лет, но в реальности их, как правило, не применяют, так как их себестоимость не окупается большим межповерочным интервалом.

Поверка счетчиков

Кстати, разный интервал между проверками счетчиков на холодную и горячую воду выбран неслучайно. Как известно, вода на горячее и холодное водоснабжение берется из одних источников, однако с горячей проводится еще ряд процедур. Помимо нагрева в нее добавляют разнообразные химические вещества, для сокращения ее коррозионных свойств (у нагретой воды она выше) и для предотвращения развития патогенной микрофлоры, ведь теплая влажная среда – ее излюбленное место обитания. К сожалению, воздействие этих присадок негативно отражается на состоянии труб и техники, в том числе и на приборах, отвечающих за контроль расхода воды. Поэтому срок службы их значительно ниже, а период поверок, следовательно, чаще.

В нашей стране следить за сроком поверок должны сами водопользователи. Как правило, управляющая компания, обслуживающая дом, в курсе сроков установки каждого прибора и часто может отмечать дату контроля правильности показаний в квитанциях на оплату коммунальных услуг. Также срок установки и поверки указывается в техническом паспорте аппарата, который обязательно должен быть на руках у собственника жилплощади.

При приближении сроков поверки, владельцу жилья необходимо позвонить в одну из фирм, имеющих аккредитацию на проведение подобных работ, и согласовать дату и время их прихода для процедуры поверки. Затягивать с проведением этой операции невыгодно именно собственнику – как только выходит срок поверки, показания счетчика считаются недействительными и плата за расход воды рассчитывается не по фактическим данным, а по среднему нормативу, что выходит намного дороже. Подобный порядок начисления регламентирован Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 года, так что оспорить повышение платы не получится. Так что озаботится этим вопросом лучше месяца за 1,5-2 до намеченного срока поверки.

Стоит отметить, сама процедура проведения поверки несложная и занимает 15-20 минут. Представитель организации, осуществляющей контроль, при помощи специального прибора, подключается к водопроводу и прогоняет через него некоторое количество воды, после чего сравнивает показания, оценивает уровень погрешности счетчика и выдает документ, подтверждающий исправность аппарата или информирующий о выходе его из строя. Документ необходимо предоставить в водоканал для начисления платы за воду в соответствии с данными прибора, которые теперь считаются корректными и могут быть использованы для начисления ежемесячной платы за коммунальные услуги. Если же счетчик неисправен, необходима замена.

Интересно, что раньше для метрологической проверки счетчика необходимо было прибор снимать и проводить испытание в лаборатории, на что уходило несколько дней. Сейчас такой способ уже почти не применяется ввиду его длительности и очевидного неудобства для водопользователя. Однако, при выборе компании, проводящей испытание, лучше уточнить, работают они со снятием счетчика или без.

Замена счетчика, когда и зачем

Замену счетчика проводят при его поломке и неправильной работе. Неисправность можно заметить самостоятельно – не вращается механизм или запотевает стекло изнутри. Либо на некорректную работу укажет специалист в ходе плановой поверки прибора. Также, еще один показатель неправильной работы аппарата – это сильно различающиеся данные по водопотреблению при неизменном количестве проживающих.

Независимо от способа выявления поломки, необходимость установки нового счетчика представляет собой ряд непредвиденных работ и расходов.

Перед заменой счетчиков

Для замены сломанного прибора нужно:

  1. Приобрести новое устройство.
  2. Предупредить управляющую компанию (УК) и согласовать срок замены с ней – замена прибора учета водопотребления требует отключение воды по всему стояку, а это возможно лишь с привлечением сотрудника организации, обслуживающей дом.
  3. Договориться с работником, который будет устанавливать счетчик – если нет желания делать это самостоятельно.
  4. При необходимости подготовить место для проведения работ – разобрать декоративный короб, отодвинуть мебель и бытовую технику.
  5. После установки важно пригласить представителя УК для опломбировки нового аппарата – без данной процедуры показания счетчика приниматься не будут.

После того, как на устройство устанавливается пломба, он готов к работе.

Замена или поверка – что лучше

И поверка счетчика и замена неисправного необходимы для правильного начисления коммунальных услуг, поэтому желательно время от времени проверять работу счетчиков воды и отслеживать примерный срок необходимой поверки.

Сейчас некоторые представители организаций по продаже оборудования водоучета предлагают жильцам домов и квартир не проводить поверку, а осуществлять сразу замену счетчика. И их доводы могут показаться вполне логичными:

  • Стоимость поверки и стоимость установки нового счетчика примерно равны.
  • Новый аппарат сможет дольше работать, меньше вероятность неожиданной поломки в неподходящий момент.
  • Если поверка выявила неисправность, устройство все равно придется менять, а деньги на поверку будут уже потрачены.

Тем не менее, есть и очевидные недостатки такого подхода, из них:

  1. Больший объем подготовительных работ. Если для поверки приборов необходимо просто обеспечить доступ к визуальному осмотру устройства, то для замены будет нужно открыть полный доступ к счетчику, может возникнуть необходимость проведения дополнительных работ: потребоваться замена запорной арматуры или труб.
  2. Больший объем работ после проведения замены – уборка, согласование с УК, возможно, восстановление короба.
  3. Покупка счетчика. Стоимость их как правило сравнительно невелика, но тоже требует времени и финансовых затрат.
  4. Время работы. При контроле правильности показаний прибора оно одинаково и составляет около 20 мин., в то время как замена устройства может затянуться надолго – зависит от сложности работы и квалификации работника.
Выбирать как поступать со счетчиком, менять его или поверять, каждый выбирает для себя сам. Если прибор достаточно старый, или очевидно «привирает», более рационально его заменить без поверки, если же счетчик относительно новый и работает без нареканий, менять его вряд ли имеет смысл.

Хочется отметить, что, в среднем, срок эксплуатации прибора учета водопотребления 12 лет, при этом, устройство на горячую воду выходит из строя раньше такого же учитывающего расход холодной воды. Так что проводить вторую и третью поверку одного и того же счетчика можно, но велика вероятность, что он ее не пройдет и все равно потребуется установка нового.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить