![zz569 zz569](https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/01/zz569.jpg)
В настоящее время в промышленных и бытовых условиях принято пользоваться задвижкой и краном – устройствами, относящимися к запорной арматуре.
Что из себя представляет задвижка
Задвижкой принято называть трубопроводную арматуру, благодаря ей запираемый либо регулируемый элемент может переместиться перпендикулярно относительно оси потока используемой рабочей среды.
![Задвижка](https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/01/zad608.jpg)
Задвижка
Подобное приспособление принято считать одним из самых распространенных элементов, относящихся к запорной арматуре. Их довольно широко применяют в работе технологических трубопроводов, а также в их транспортных вариациях, имеющих диаметр от 15-ти миллиметров до 2000. Подобные трубопроводы в свою очередь применяются в системах газо- и водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, нефтедобычи, энергетических объектов и прочих других направлениях.
![Клиновая задвижка](https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/01/klin99.jpg)
Клиновая задвижка
Достоинства задвижки
Повсеместное использование задвижек в различных отраслях обуславливается их:
- Сравнительной простотой конструкции.
- Небольшой длиной.
- Возможностью эксплуатировать в самых различных условиях.
- Малым гидравлическим сопротивлением.
Последняя положительная характеристика задвижки делает ее ценной находкой в сфере строительства магистральных трубопроводов, в которых происходит постоянное движение среды, обусловленное очень высокой скоростью.
![Задвижка полнопроходная](https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/01/poln212.jpg)
Задвижка полнопроходная
Недостатки задвижки
Несмотря на высокие достоинства задвижки имеют и ряд недостатков:
- Их довольно тяжело устанавливать на большой строительной высоте. Это относится в первую очередь к тем задвижкам, у которых имеется выдвижной шпиндель. Ход затвора, необходимый для полного закрытия, должен составлять не менее одного диаметра прохода.
- У них имеется определенное время, отведенное для открытия и закрытия.
- У задвижек очень сложен ремонт уплотнительной поверхности корпуса.
Предназначение задвижки
Функция задвижки состоит в том, что она используется для запирания среды, применяясь в виде запорной арматуры. Запирающий элемент трубопроводной арматуры должен всегда быть в 2-х положениях: «открыто», или «закрыто».
Виды задвижек
- Полнопроходные.
- Суженные.
Как правило, задвижки практически всегда изготавливаются в полнопроходном формате, где в арматуре диаметр проходного отверстия должен соответствовать диаметру самого трубопровода, на него она и устанавливается. Но иногда бывают ситуации, когда в целях уменьшения крутящих моментов, они используются для управления арматурой, а также снижения уровня изнашиваемости уплотнительных поверхностей используется суженный вариант задвижки. Возникаемое в данном результате увеличение гидросопротивления никак не мешает работе самой системы; подобную конструкцию не применяют лишь к трубопроводам магистрального назначения, имеющим слишком большой диаметр.
Способы управления задвижкой
Задвижки управляются:
- Ручным способом.
- С применением электропривода.
- Гидроприводом.
- Пневмоприводом.
Кран
Кран является видом трубопроводной арматуры, у которого имеется одна характерная для его устройства особенность – наличие запирающегося либо регулирующегося сегмента (затвора), по форме имеющего вид тела вращения или его части, поворачивающихся вокруг собственной оси, которая в свою очередь расположена всегда перпендикулярно оси потока среды.
![Кран трубопроводный](https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/01/kran142.jpg)
Кран трубопроводный
В бытовых условиях краном принято всегда называть запорно-регулировочную арматуру, которую устанавливают на выходе из трубопровода.
Краны используются в работе с вязкими, жидкими, газообразными средами, также имеются варианты кранов, используемых для сыпучих материалов.
Виды кранов
Краны бывают:
- Запорные.
- Распределительные.
- Регулирующие.
Устройство крана
Абсолютно любой кран в своем строении имеет 2 основных элемента:
- Неподвижную деталь, которую принято называть корпусом.
- Вращающуюся – пробку.
Типы кранов в зависимости от тела вращения:
- Конусный.
- Цилиндрический.
- Шаровой.
Пробка конусного крана, судя из названия, имеет форму в виде усеченного конуса, на верху у него можно увидеть отверстие: круглое или прямоугольное. Такие краны обычно используют в отрасли газоснабжения. Они весьма популярны вследствие их низкой цены, маленького гидравлического сопротивления, простого внешнего вида.
![Конусный кран](https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/01/konus22.jpg)
Конусный кран
Главным недостатком данной модели является тот факт, что поворот пробки осуществляется с усилием.
Цилиндрическим краном принято регулировать систему отопления. Пробка такого крана неплотно прижимается к корпусу, вследствие чего она может перемещаться в вертикальном направлении и производить регулировку свободной высоты отверстия прямоугольной формы, находящегося в пробке.
![Кран цилиндрический](https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/01/ciil118.jpg)
Кран цилиндрический
Шаровой кран повсеместно используется в сантехнических системах и является очень популярным и востребованным краном. Затвором служит в данном случае шар (пробка сферической формы), по его оси имеется отверстие круглой формы, необходимое для прохода среды.
![Шаровой кран](https://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2017/01/shaar12.jpg)
Шаровой кран
Общее между краном и задвижкой
- Используются для регуляции мощности среды.
- Имеют режим «открытия – закрытия».
- Имеют одинаковые способы управления.
- И кран, и задвижка, являются видами трубопроводной арматуры.
Различие
- Кран имеет на сегодняшний день более широкое применение, чем задвижка.
- Кран расположен на конце трубопровода, задвижка устанавливается в месте открытия и закрытия проходных отверстий.
- Задвижку принято использовать при строительстве огромных по размеру магистральных трубопроводов.