Сказка и рассказ сходны во многом. Они относятся к повествовательной прозе и пишутся они по определенным законам.
О сказках знают все. С малых лет сказка с ее выдумкой, волшебством и чародейством селится в душе ребенка и живет в ней всегда. Обычно эта захватывающая история хорошо кончается.
Рассказ же – логическое изложение цепочки реалистичных событий. Здесь вы не найдете зимой распускающихся подснежников, и никакая маленькая девочка не поселится в крысиной норе.
Так что всякая сказка – прежде всего, выдумка. Зато любая из них остается отличным воспитательным и познавательным инструментом. В ней всегда найдется истина, чтобы воспитать в маленьком человеке правильные основы, дать ему главные жизненные понятия о добре и зле, о правде и кривде, о бедности и богатстве, о любви и ненависти. Всякая сказка содержит свой урок, неназойливый, без каких-либо нотаций.
Они во многом сходны, сказка с рассказом. У обоих есть сюжет, который обозначен четко, события, описываемые в виде повествования, главный герой и не только.
И все же их отличают друг от друга, прежде всего, формой и, конечно, содержанием. Именно они определяют жанровую принадлежность всякого сочинения в литературе.
Сказка
В основе ее лежит вымысел, который не претендует на подлинность. Само это слово в источниках появилось около XVI века. Образовалось оно от «казать» и применялось в значении: перечень, список, точное описание. Предполагало оно, что узнают про него: и что это такое и зачем нужно. Лишь к XVIII веку сказка обретает нынешнее значение и называют ее «баснь», а позже – «кощуна».
В ее содержании какая-то интересная история, наполненная чудными приключениями героя, тесно между собой связанными, дозволяющими ему обрести славу и богатство, пройдя через все испытания.
Никого не удивляет, что сюжеты сказок могут повторяться, что герои их – эдакие символы, которые становятся олицетворением добра либо зла. Даже выделяются «бродячие сюжеты», что появляются в различных культурах и объясняются сходными чертами сознания, проявляющимися у всех этносов.
Они нужны, чтобы ребенок в семье научился определенным жизненным правилам, необходимости защищать место своего обитания, достойно относиться к иным общинам. Сказки передаются от поколения к поколению, воспитывают уважение к своим корням.
Рассказ
Авторское произведение, где события происходят в узких пространственных и временных рамках. Это произведение не очень большого объема с малым числом действующих лиц и часто с одной сюжетной линией берет начало из фольклорных жанров, пока не обособился как жанр в письменной литературе. Оно описывает события, взаимоотношения людей.
Конкретное событие, произошедшее у героя в жизни, закладывается в основу сюжета, и в развитии раскрывает характер человека, определяет мотивы поступков, им совершаемых. Эпизоды, что описываются автором, подчинены цели повести к кульминации, важнейшему месту в повествовании. Все, случившееся в реальности или выдуманное автором, представляется в рассказе реальным, произошедшим в конкретное время в точно указанном месте.
Особенности его композиции позволяют встраивать в повествование диалоги, монологи, лирические отступления, делая тем самым образ героя живым и практически достоверным.
Чем они отличны один от другого?
- Во всякой сказке что ни эпизод – то новое приключение героя. Рассказ построен на единственном кратком событии, которое для героя становится фатальным.
- Все происходящее в сказке – это вымысел и аллегория. Рассказ же подразумевает, что все события реальны.
- В сказке пространство и время безграничны. Зато они четко определены в рассказе.
- Нет ничего необычного в том, что сюжеты сказок могут повторяться, а при их изложении сохраняются речевые обороты, так часто находящие применение в произведениях народного творчества. Рассказ отличается авторским стилем, нетрадиционным сюжетом и техникой повествования.
- Сказка не содержит авторской идеи, только мораль или общую идею. В рассказе имеются отступления, оценки действий героев, используются контрастные детали. Так автор выражает собственную позицию.
- В сказке всегда есть главный герой, но есть и его помощники, и противники, а действует он в условиях, когда добра противостоит злу, да и образ его собирательный. В рассказе же почти не встретите большого числа действующих лиц.
Современный человек практически не отличается от того, кто жил в прошлые века. И учится он продолжает на примерах. И нет лучше учителя. Подвиги героев, что веками передавались из уст в уста, сказания о богатырях и великих битвах, когда добро всегда одерживало победу над злом, и сегодня являют собой те примеры, на которых проходит становление детского характера.