Для экономиста разница между понятиями очевидна. Людям других профессий различить эти термины бывает не просто, некоторые даже отождествляют их и приводят свои доводы.
Что общего у цены и ценности?
Пример 1
В эпоху административно-командной системы школьницы должны были носить форму ‑ одинаковые коричневые платья. Возникала иллюзия одной и той же полезности для всех этого предмета гардероба. Так происходило потому, что не было выбора.
Пример 2
Манго стоит 300 рублей за 1 штуку. Одни считают, что фрукт ценен настолько, насколько оценил его продавец. Другим экзотический плод не нужен ни за какие деньги.
Пример 3
В 80-х годах 1 килограмм молочной колбасы во всех магазинах Ленинграда стоил 2 рубля 20 копеек. Но один гражданин употреблял только пару бутербродов с нею за завтраком, другой 100 грамм за ужином, а третий же покупал только докторскую, т.е. ценность для разных людей оказывалась различной.
Что же общего у этих двух понятий? Да только то, что происходят они от одного корня, что и будет рассмотрено ниже.
Что такое цена?
Цена – это стоимость вещи как товара в каких-либо денежных единицах, к примеру, в долларах или рублях.
Она пишется на ярлычке, штрих-коде, в прайс-листе. Существует много методов образования цены, но в России большинство изделий серийного производства производится по затратному подходу, когда итоговая стоимость на каждый товар формируется, исходя из качества и количества труда, что вложен в его изготовление и реализацию. К полученной сумме добавляются нормативная прибыль и косвенные налоги. Издержкам считаются:
- Арендная плата.
- Затраты на перевозку готовых изделий до оптовых складов и магазина.
- Услуги грузчиков и др.
Начинают процесс расчета с определения объема производства, опирающегося на возможные продажи, потом считают расходы на единицу продукции и устанавливают стоимость продажи.
Пример 4
Стоимость манго в 2019 году:
Период | Магнит | Перекресток | Пятерочка | Лента |
Май 2019 | 199,90 | 279,90 | 249,90 | 433,30 |
Август 2019 | — | 160,00 | 179,90 | 166,63 |
Из таблицы видно, что стоимость может отличаться не только в разных магазинах, но и в разные периоды года.
Нюансы при увеличении цены
Государственное ограничение
Госорганы часто устанавливают фиксированные и регулируемые цены путем утверждения перечня продукции, методик и значений по расчету расценок, проведения надзорных процедур. Например, наценка на товары первой необходимости (ржаной хлеб, молоко, куриные яйца и др.), не должна превышать 15 % от затрат производителя (или первого оптовика). Список такой продукции определяется Федеральным законом. Для беднейших слоев населения государство:
- Выплачивает субсидии, гарантирующие получение ими минимально необходимого для физиологического проживания количества товаров и услуг.
- Предоставляет дотации, например, на проезд в общественном транспорте.
Государственное регулирование необходимо, чтобы обеспечить финансовую доступность товаров повседневного спроса для всех категорий населения.
Рыночный спрос
Производитель хочет продать продукцию дороже, ориентируясь на значение стоимости на рынке, бренд, дизайн, упаковку и другие параметры. Если продажи не радуют, то маркетологи стараются убедить покупателей в соответствии ее потребительским свойствам качественного изделия. Когда и после этого товар не продается, то вводят скидки. Ситуация при насыщенном рынке (когда много подобной продукции) чревата тем, что покупатели начинают требовать все больших скидок, а в противном случае отказываются покупать.
Покупатель же покупает до тех пор, пока считает, что получит удовольствия от обладания вещью больше, чем заплатит за нее.
Влияние конкурентов
В результате компромисса между спросом и предложением возникает равновесное значение стоимости, которое устраивает и продавца, и покупателя. При этом покупатель сравнивает товар с другими имеющимися на рынке, желая получить при той же цене бОльшую ценность.
Что понимают под ценностью?
Это важность, полезность вещи для ее обладателя, которую он получит вместо потраченных денег.
Пример 5
Маркетолог записался на вебинар по рекламе в Яндекс Директе. Заплатил за участие в нем 2000 рублей. Внимательно прослушал рекомендации преподавателя и применил знания в своей работе. Доходы специалиста за 2 месяца после окончания вебинара выросли на 5500 рублей. Разница между затраченными деньгами и полученным дополнительным доходом (полезность) составила: 5500 – 2000 = 3500 рублей.
Пример 6
Женщина страдала от периодических конфликтов с начальником. Даже если он соглашался с нею по существу, сначала он взрывался, когда мнение подчиненной не совпадало с его собственным. От переживаний развился невроз, и одна рука перестала подниматься на полную амплитуду. Были дни, когда трудно было сосредоточиться, а любимая работа не мила. По совету врача в отпуске она съездила по путевке в санаторий. Плавала в теплом море, прошла курс лечения с консультациями невролога и психолога. Вернувшись домой, обнаружила, что рука полностью работоспособна, появились новые идеи, и работа больше не кажется каторгой – это и есть полезность, которую женщина приобрела, но измерить ее количественно вряд ли получится.
Приведенные примеры показывают, что понятие ценности индивидуально. Вебинар важен лишь для тех, кто зарабатывает продажами, а курс лечения в санатории не нужен тому, у кого нет проблем с нервной системой.
Главное отличие
Оно кроется в смысле, который обнаруживается в каждом термине. Производитель закладывает в цену рыночное толкование полезности изделия с учетом в первую очередь издержек на его производство и продажу, а конкретный потребитель видит свое субъективное понимание полезности.
Выводы
Любой товар имеет цену, выражаемую цифрами. Ее устанавливают в зависимости от множества факторов, таких как бренд производителя, уникальность, технические свойства, вид и т.п. Но ценность не всегда можно выразить количественно. Можно очень долго расхваливать товар, но если человек не заметит ценность его для себя, вряд ли он сделает даже столь старательно рекламируемую покупку.