Трёхдверный полноприводный универсал ВАЗ-2121 «Нива», запущенный в производство в 1977 г., был первым в мире кроссовером. И сейчас, спустя 40 с лишним лет, улучшенные модификации этого автомобиля продолжают сходить с конвейера и пользуются спросом, как у отечественных, так и у иностранных водителей. Это говорит о выдающемся сочетании высокой проходимости, неприхотливости и сравнительной дешевизны машины.
Но это не значит, что «Нива» – или LADA 4×4 3D, как она называется сегодня – полностью удовлетворяет всем требованиям. Помимо чисто технических изъянов, главный её недостаток, который вызывал нарекания с самого начала – теснота задней части салона и затруднённый доступ в неё. Для того чтобы попасть на задние сидения, нужно перелезть через передние, при этом посадка сзади выше, чем в переднем ряду. В итоге, высоким пассажирам ехать на задних сидениях некомфортно.
Эта проблема была решена в пятидеверном ВАЗ-2131 (ныне LADA 4X4 5D), выпуск которого начался в 1993 г. За счёт увеличения колёсной базы на 50 см и соответствующего удлинения корпуса, стало возможным отнести задний диван немного дальше от передних сидений и добавить вторую пару дверей. Но эти нововведения не обошлись без серьёзных «побочных эффектов».
Чтобы выяснить, насколько модели 2121 и 2131 отличаются друг от друга, сравним некоторые их характеристики. Для большей определённости, сравнивать будем новые машины выпуска 2018 г. в заводской комплектации.
ВАЗ-2121
При колёсной базе 2200 мм, автомобиль имеет корпус длиной 3740 мм, шириной 1680 мм и высотой 1640 мм. Снаряженная масса составляет 1285 кг, максимальная – 1610 кг.
Посадочных мест – 4, сзади два отдельных сидения. Объём багажного отсека – 265 л, при сложенных спинках задних сидений он увеличивается до 585 л. Бензобак вмещает 42 л горючего.
ВАЗ-2131
Колёсная база составляет 2700 мм. Длина корпуса – 4240 мм, ширина и высота как у предыдущей модели. Снаряженная масса – 1425 кг, полная – 1850 кг.
Посадочных мест – 5, сзади трёхместный диван. Объём багажного отсека при поднятой спинке дивана – 420 л, при сложенной – 780 л. Топливный бак объёмом 65 л.
Что общего у обеих моделей?
Будучи, по сути, «короткой» и «длинной» версией одного и того же авто, 2121-я и 2131-я «Нивы» имеют много общего:
- Один и тот же двигатель – рядный четырёхцилиндровый инжекторный ВАЗ-21214 объёмом 1,69 л и мощностью 83 л.с.
- В общем, одинаковая агрегатная база, за исключением отдельных узлов.
- Близкие динамические характеристики.
- Одно и то же решение несущего кузова.
- Одинаковый внутренний и внешний дизайн.
Чем автомобили отличаются?
Как ни странно, несмотря на близкое техническое родство, две модели имеют ряд существенных отличий, причём, наиболее важные из них имеют качественный характер.
- ВАЗ-2131 обойдётся на 60-80 тыс. рублей дороже.
- 2131 вмещает на 1 пассажира больше.
- Багажный отсек у длиннобазного варианта на 155 л больше, чем у короткобазного. При сложенных задних спинках эта разница ещё заметнее – 195 л.
- Грузоподъёмность ВАЗ-2131 на 100 кг больше, чем у 2121.
- Хотя производителем заявлен одинаковый расход топлива для обеих моделей – 9,9 л/100 км по смешанному циклу – в реальности у более тяжёлой длиннобазной он несколько больше.
- Отношение базы к колее у ВАЗ-2121 составляет около 1,54, у ВАЗ-2131 — около 1,88. Это определяет заметно худшие манёвренность и проходимость длиннобазной модели.
- Кузов 2131 на 500 мм длиннее, чем у 2121, и ослаблен большими вырезами под двери – поэтому, он гораздо менее прочен, чем у короткобазной модели.
Какой стоит приобрести?
В общем и целом, с точки зрения покупателя ВАЗ-2131 представляет собой очень сомнительное предложение. Разница в цене между ним и короткобазным вариантом весьма ощутима, особенно для бюджетного сегмента, и за эти дополнительные деньги водитель получит не только преимущества, но и ряд серьёзных недостатков.
Главным достоинством «длинной» версии является заметно больший багажный отсек, при сложенной спинке дивана позволяющий перевозить крупногабаритные грузы – например, мебель. Увеличение грузоподъёмности по массе не выглядит столь же серьёзным: фактически оно рассчитано на дополнительного пассажира. Несколько больший комфорт пассажиров, сидящих сзади, хотя и является достоинством, не приоритетен для утилитарного автомобиля.
По сравнению с плюсами, минусы удлинения базы и корпуса имеют принципиальное значение. Можно даже сказать, что из-за них «Нива» перестаёт быть кроссовером.
Совершенно недостаточная жёсткость и прочность корпуса – вторая неустранимая проблема длиннобазной «Нивы». Даже «короткий» ВАЗ-2121 по этим параметрам оставляет желать лучшего: такова плата за отсутствие жёсткой рамы. У «длинной» версии средняя часть кузова, в районе дверных проёмов, ослаблена настолько, что превращается в настоящий «аккумулятор» усталостных напряжений. Вносит свою негативную лепту и невысокое качество изготовления, к сожалению, характерное для отечественных авто. В результате частая езда по просёлкам и бездорожью будет вызывать сильную продольную и поперечную крутку корпуса, что приведёт к его преждевременному разрушению.
Всё, что было сказано выше о новых машинах, к подержанным относится в ещё большей степени.
Таким образом, мы приходим к выводу, что ВАЗ-2131 – автомобиль, скорее, для твёрдых дорог; но тогда наличие на неё полного привода является затратным излишеством. Поэтому, для езды по городу стоит подыскать какую-нибудь другую модель. Для сельской местности и плохих дорог наилучшим выбором является ВАЗ-2121.