Переднеприводные хетчбэки Toyota Yaris и Nissan March относятся к классу субкомпактных автомобилей, или, как их ещё называют, супермини – т.е., они уступают «настоящим» полноразмерным легковым авто, но превосходят малолитражки.
В своё время, супермини появились в попытке совместить дешевизну и экономичность с вместительностью и презентабельным внешним видом, и получить некий идеал городского автомобиля. Эта попытка, в целом, удалась, и субкомпактники обрели широкую популярность, а линейки Yaris и March долгое время являются одними из лучших в своём классе.
Toyota Yaris
Семейство Yaris сравнительно молодо: первые автомобили под этим названием появились в 1999 г. Производитель сделал ставку на внедрение передовых технических решений и функций, которые ранее были редки для супермини (например, АКПП, АБС, гидроусилитель руля и др.)
В Россию в 2006-2010 гг. поставлялись машины второго поколения, в трёх- и пятидверном исполнении, с 1,3 л двигателями мощностью 87 л.с. (с 2009 г. – 101 л.с.); всего было продано 15427 машин. Ещё некоторое количество прибыло из Японии и Европы, от российских они отличаются другими характеристиками двигателей и КПП.
Nissan March
March – одна из первых линеек субкомпактных авто, остающаяся в производстве с 1982 г. и по сей день. За пределами Японии эта модель продаётся под маркой Micra.
Nissan Micra К12 поставлялись в Россию в 2003-2010 гг. в версиях с трёх- и пятидверным кузовом, с разными двигателями: 1,2 л мощностью 80 л.с., 1,4 л мощностью 88 л.с., и небольшое количество с 1,2 л двигателем мощностью 65 л.с. Всего – 21010 автомобилей, не считая зарубежных модификаций со вторичного рынка.
Почти близнецы?
Поскольку обе модели относятся к одному классу и, более того, являются прямыми конкурентами, неудивительно, что они во многом схожи по характеристикам:
- Габаритные размеры «тойоты» и «ниссана» очень близки, и составляют: длина – около 3,7 м, ширина – около 2,6 м, высота – около 1,4 м. Приблизительно равны машины и по сухой массе – в среднем, около 1050 кг.
- Оба автомобиля рассчитаны на перевозку максимум 5 человек, с достаточно высоким уровнем комфорта.
- У обоих схожие динамические характеристики и примерно одинаковый расход топлива – около 7 л/100 км в городском цикле.
- И у Yaris, и у March колёсная база чуть больше 2,4 м, и довольно жёсткая подвеска, что делает их одинаково чувствительными к неровностям дороги.
- Модели имеют небольшой дорожный просвет (максимум 155 мм у «тойоты» и 140 мм у «ниссана), что серьёзно ограничивает их проходимость. Также, они обе одинаково плохо переносят российскую зиму.
- После падения продаж, вызванного экономическим кризисом 2008 г., Yaris и March пропали из официального ритейла, и сегодня продаются только подержанные. Цены на них схожи, и составляют в среднем около 250-350 тыс. руб.
Дьявол в деталях
При всём общем сходстве, «тойота» и «ниссан» имеют ряд отличий, малозаметных на первый взгляд, но очень выпукло проявляющихся в ходе эксплуатации:
- Часть российских и некоторые иностранные версии Yaris оснащались т.н. роботизированной коробкой передач. Не вдаваясь в технические тонкости, можно сказать, что РКПП является своеобразным промежуточным вариантом между механическими и полностью автоматическими коробками. «Робот» Yaris обладает немного «замедленной» реакцией на переключение передач и, в целом, требует от водителя выработки специфической привычки. Также, для его стабильной работы критически важно состояние электроники авто в целом. В итоге, хотя сам по себе «робот» и не является недостатком, у большинства наших автовладельцев тойотовская инновация вызвала неодобрение. «Ниссаны» же в Россию поставлялись с традиционными механическими или автоматическими трансмиссиями.
- Лакокрасочное покрытие March, как и у всех машин производства Nissan, не отличается прочностью и легко повреждается. В свою очередь, обнажение тонкого кузовного металла приводит к его быстрой коррозии, которая, в ряде случаев, может критически ослабить корпус. Из-за малого клиренса, больше всего подвержено ржавлению днище March – соответственно, оно же в первую очередь может пойти трещинами после очередного прыжка на ухабе. Yaris в этом плане гораздо лучше своего конкурента.
- Несколько больший (на 20 мм) дорожный просвет «тойоты» уменьшает риск повреждений переднего бампера на неровной дороге, столь характерных для «ниссана». Впрочем, уменьшает ненамного.
- У Yaris несколько больше грузовместимость: за счёт передвижения заднего дивана, объём багажника можно варьировать в пределах 272-363 л, а со сложенной спинкой он увеличивался до 737 л. У March, соответственно, 251-371 л и 584 л.
- В целом, Yaris может похвастаться лучшим качеством сборки и большей надёжностью, чем March. Большую часть времени «тойота» не создаёт больших проблем, и только иногда требует замены мелких расходных компонентов (таких, как лампочки). Но у этой медали есть и обратная сторона: с Yaris плохо знакомы в автосервисах, и в случае серьёзной поломки, непросто будет найти мастерскую, которая возьмётся за ремонт. С «ниссаном» в этом плане легче, ещё и потому, что он несколько проще конструктивно.
- Проблема ремонта Yaris дополнительно усложняется дефицитом запчастей. На сегодняшний день, запасы фирменных деталей в России израсходованы, к тому же, «тойота» имеет в конструкции много уникальных узлов, не взаимозаменяемых с другими моделями производителя, и даже с японскими версиями Yaris. В итоге, большая часть ремонтных материалов идёт с разборов. Хотя оригинальные детали для Nissan March тоже далеко не в избытке, и в большинстве тоже бывшие в употреблении, найти их всё же легче, в т.ч. и благодаря европейскому вторичному рынку. Кроме того, есть возможность использовать для мелких и средних ремонтов второстепенных узлов свежие детали китайского производства. Разница в доступности влияет и на цену вопроса: основные агрегаты моторно-трансмиссионной группы «ниссана» обойдутся на 30-50% дешевле, чем аналогичные для «тойоты».
Так брать или?..
В общем случае – скорее нет, чем да. И Yaris, и March/Micra изначально слабо соответствовали российским реалиям – именно этим объясняется их невысокая популярность и постепенное исчезновение из дилерских центров. А в настоящее время, количество доступных в России машин обеих моделей невелико, и абсолютное большинство из них – не первой свежести, со всеми вытекающими проблемами. Топливная экономичность перестаёт быть достоинством, если все сэкономленные на бензине деньги будут уходить на дорогостоящий ремонт старого авто.
При этом, на рынке достаточно широкий выбор актуальных моделей компактных экономичных хетчбэков, включая и отечественные; поэтому, лучше всего обратить взгляд на них. Если же вам нужен именно недорогой «японец», то стоит остановиться на менее привередливом Nissan March.