Заданный вопрос не настолько однозначен и прост, как это изначально может показаться неискушённому читателю. Причин к тому несколько: во-первых, упомянутые слова-определения появились достаточно давно — и по мере продвижения технического/технологического прогресса их смысл менялся сообразно ситуации. Во-вторых, помимо сугубо-бытового, в обществе существуют формальные (юридические) определения вещей и понятий, что как правило несколько отличаются от привычных нам бытовых
Проследить возникновение и трансформацию подобных определений уже само по себе и полезно, и интересно.
История «лодочного» вопроса — от древности до наших дней
Происхождение термина «лодка» восходит к славянскому «ладья» (ло́дья) и по смыслу означает «маленькая ладья», в то время как сама ладья — это вёсельно-парусное речное/морское судно, предназначенное для гражданских либо военных целей, приспособленное для дальних плаваний. Происхождение же термина «катер» восходит к английскому «cutter» (от глагола cut — «резать», то есть «судно, разрезающее волны»), дающему общее название целому классу небольших гражданских судов или же небольших военных кораблей. В обоих случаях чётко прослеживается отсылка к чему-то априори маломерному, небольшому.
Разумеется, со временем определение «маломерное» претерпевало изменения (любопытные подробности за неимением места опустим), однако поскольку это вполне себе исчислимая (мерная) характеристика, то отсюда легко перейти к актуальному формальному определению: сейчас под маломерным понимается судно, общая длина которого не превышает двадцати метров и совокупное количество людей на борту которого не выходит за двенадцать человек (для прогулочного судна это восемнадцать человек, из которых пассажиры не могут составлять более двенадцати человек — именно так это определяет действующий ФЗ №36 от 23.04.2012).
Актуальное состояние
Для окончательной формализации рассматриваемого вопроса нам потребуется ещё несколько важных «морских» определений:
Каюта — стационарное замкнутое пространство (помещение) на судне либо корабле, обустроенное для проживания в нём людей либо каких-то специальных служебных целей
Транец (транцевая корма судна) — такой тип обустройства кормы (задней части корпуса) судна, при котором она представляет собой плоский срез в подводной части и прямые очертания в виде сверху и в вертикальной плоскости
Подвесной двигатель (не путать с движителем!) — мотор любого типа (внутреннего сгорания, электрический и т.д.), как правило обратимо прикрепляемый к жёсткому (усиленному) транцу судна — то есть такой двигатель можно легко установить/снять, не нарушая при этом целостности судна
Теперь можно приступить к выдаче интересующих определений:
Моторная лодка — открытое маломерное судно не-каютного типа с подвесным мотором.
Катер — любое маломерное судно, имеющее в своём составе стационарный мотор, либо каютное судно с подвесным мотором.
Очевидно, что данная классификация не затрагивает любые тентовые конструкции, ныне часто применяемые на лодках (в том числе — на надувных), поскольку тент не является стационарным элементом всей конструкции.
Ещё в данном контексте интересно упомянуть следующий нюанс: классификация импортных подвесных моторов основана на их фактической мощности на гребном валу или винте, в то время как производители отечественных подвесных моторов заявляют мощность у самого двигателя (то есть без учёта неизбежных потерь в редукторах и аналогичных механических передаточных устройствах) — и это обстоятельство нужно учитывать при сравнении «аналогичных» импортных и отечественных моделей.
Резюме
И катера, и лодки относятся к категории маломерных судов (юридически-точное определение «маломерности» даётся в актуальном законодательстве). Моторные лодки и катера совместно относят к водным транспортным средствам, оборудованным мотором. Отличие катеров от моторных лодок — двоякое: катером будет считаться любое маломерное судное, имеющее стационарно устанавливаемый мотор, либо судно каютного типа с подвесным мотором