Вопрос этот возникает достаточно часто, особенно у тех, кто впервые сталкивается с покупкой амортизаторов. Но, как ни странно, и некоторые бывалые водители не смогут с точностью сказать в чем именно отличие этих двух типов стоек. Как правило можно услышать общий ответ: «в одних газ, в других масло», но если вы хотите подойти к вопросу «академически», то эта статья будет интересна для вас.
Мы привыкли, что все амортизаторы делятся на «газовые» и «масляные». Существует еще такой «промежуточный вид», как «газомасляный» амортизатор. На самом же деле такое разделение не совсем точно и «чистых» видов в природе не встречается. Но, тем не менее, для удобства их все делят только на 2 типа. Так разберёмся, из чего же они состоят и в чём преимущества и недостатки каждого вида.
Масляный амортизатор
Этот тип устройства амортизатора считается уже достаточно устаревшим, тем не менее, на их производство приходится около половины рынка. Особенность его устройства заключается в том, что он работает только на сжатие, масло через обратные клапана перемещается вверх камеры, но обратно оно самостоятельно вернуться не может, и возврат штока осуществляется только за счет работы пружины.
К достоинствам можно отнести следующее:
- Масляный амортизатор считается самым мягким из возможных, он прекрасно справляется с неровностями дорожного покрытия. Езда на автомобиле, оснащенном масляными амортизаторами, достаточно комфортна, особенно на дорогах с неровным покрытием.
- Цена на масляные стойки невысока, что делает их достаточно привлекательными для покупателя.
- При правильном режиме эксплуатации, такие амортизаторы прослужат достаточно долго.
Но современные автомобили становятся всё быстрее, и к их управляемости предъявляются всё более высокие требования.
Масляный амортизатор из-за своей излишней мягкости имеет ряд недостатков:
- В поворотах у автомобиля возникает излишний крен. Происходит это так: при вхождении в поворот машина переносит свой вес на одну сторону, в амортизаторах с этой стороны поршни уходят вниз, а пружины не успевают быстро вернуть штоки с поршнями в верхнее положение. Таким образом, машина во время прохождения поворота остается сильно накренена, так что возникает риск «вылететь» с дороги при вхождении в крутой поворот на высокой скорости.
- В колее или других сложных дорожных условиях автомобиль теряет четкость управления.
- При торможении или старте могут быть ощутимы «кивки» кузова.
- При долгой быстрой езде по неровной дороге масло внутри амортизатора «вспенивается». Происходит это потому, что из-за частого и резкого колебания поршня на его рабочей поверхности возникает напряженное поле, которое провоцирует образование кавитационных пузырьков. Такое «закипевшее» масло способствует скорейшему износу поршня, уплотнительных элементов, и амортизатор быстрее выходит из строя.
Газовый амортизатор
Многие считают, что это такой амортизатор, внутри которого закачан только газ. Это не совсем верно, так как подвижные части амортизатора, такие как шток, обратные клапана, поршень, обязательно должны смазываться, таким образом внутри любого газового амортизатора обязательно присутствует масло. Просто помимо камеры с маслом, в этом типе стоек есть ещё и камера со сжатым газом. Газовые амортизаторы делятся, в свою очередь, на однотрубные или двухтрубные, в зависимости от типа внутреннего устройства.
Однотрубные газовые амортизаторы
В однотрубных газовых амортизаторах камера со сжатым газом находится под камерой с маслом, то есть в одной «трубе». Как правило используется азот под давлением 12-30 атмосфер. Так, при езде по неровностям, поршень в масляной камере идет вниз, масло через обратные клапана переходит в верхнюю часть камеры, но, при этом, создается давление масла и на нижний поршень, который располагается между масляной камерой и камерой с газом, и сжатый газ под давлением выталкивает этот поршень вверх. Таким образом, возврат штока происходит не только за счет пружины, но и за счет давления газа.
Это самые «жесткие» из стоек, их часто используют в тех автомобилях, где нужна высокая управляемость и устойчивое предсказуемое поведение машины, особенно при вхождении в повороты: это спортивные и гоночные автомобили, а так же внедорожники. Особенность газовых стоек такова, что они работают как на сжатие, так и на разжатие, за счет того, что газ, находящийся под давлением, выталкивает поршень вверх. Комфорта при езде на автомобиле с такого рода амортизаторами вы получите не больше, чем от езды на телеге, зато они считаются практически «неубиваемыми».
Двухтрубные газовые амортизаторы
Это наиболее распространённый, после масляных, вид амортизаторов, которые в большом количестве используют в современном автомобилестроении. Они являются универсальными как для городских, так и для загородных дорог. Здесь так же, помимо масла, используется азот, но под гораздо меньшим давлением – 4-8 атмосфер, благодаря чему эти стойки не такие экстремально жесткие, как однотрубные.
Из плюсов газовых амортизаторов можно отметить следующие:
- Стойка достаточно жесткая, что хорошо сказывается на управляемости автомобиля. Благодаря такой конструкции, этот амортизатор убирает порядка 80% крена при вхождении в поворот на высокой скорости.
- Небольшое давление газа в камере делает эти амортизаторы достаточно мягкими и комфортными для водителя и пассажиров;
- Присутствие в конструкции камеры со сжатым газом не дает «закипать» маслу.
- Такие амортизаторы служат дольше, по сравнению с масляными.
Что касается минусов, то вот они:
- Однотрубные газовые амортизаторы слишком жесткие для комфортной езды по городу, а тем более по бездорожью.
- Конструкция амортизаторов, содержащих сжатый газ, сложнее, а, следовательно, и дороже, по сравнению с масляными.
Учитывая всё вышеизложенное, становится понятно в чём принципиальные различия между масляными и газовыми стойками. Так что каждый теперь может сделать выбор в пользу той или иной конструкции, в зависимости от поставленных задач и собственных предпочтений.