Решение о введении программы «Simplifying the business» в международной гражданской авиации максимум к началу 2008-го года было принято Международной Ассоциацией Воздушного Транспорта и предусматривало, помимо прочего, обязательное внедрение электронных билетов и возможности онлайн-регистрации, установку терминалов самообслуживания в аэропортах и обработку багажа пассажиров с помощью технологии RFID. Программа призвана полностью изменить обычную практику работы авиакомпаний по всему миру посредством внедрения инновационных IT-решений.
Что представляет собой обычный бумажный билет?
Бумажные билеты, которые уже практически вышли из массового использования, представляют собой многоплановый документ. Во-первых, «стандартный» билет на самолет – это юридический соглашение, свидетельствующее о заключении сделки между пассажиром и авиаперевозчиком, во-вторых, он является своеобразным напоминанием о дате и времени отправки, номере рейса и месте прилета, гарантирует право пользования услугами перевозчика.
Кроме того, бумажный билет подтверждает оплату перелета. Именно из-за многофункциональности документа при внедрении программы «Simplifying the business» возникали некоторые трудности. Все они на данный момент уже успешно решены как раз за счет внедрения в практику российских авиакомпаний не только электронных билетов, но и маршрутных квитанций.
Что такое электронный билет?
Е-ticket – это инновационная технология, которая позволяет приобрести билет на самолет через систему онлайн-бронирования на сайте перевозчика, без его оформления на бумажном носителе. Информация о пассажире в этом случае сохраняется в базе данных авиакомпании, т.е. электронный билет является только лишь электронной записью.
Система онлайн-покупки билетов имеет множество преимуществ. Именно благодаря этому факту электронное бронирование широкого используется обычными туристами и бизнесменами, которые часто пользуются услугами авиакомпаний в различных целях. Среди плюсов технологии e-ticket можно выделить следующие:
- Электронный билет невозможно потерять или испортить. Информация сохранена в электронном виде и хранится не на компьютере пользователя, а в глобальной сети. Конечно же, третьи лица не могут получить доступ к данным, авиакомпании заботятся о сохранении личной информации пассажиров в условиях строгой конфиденциальности.
- Глобальный охват. Не имеет значения местонахождение пассажира, перелет можно заказать из любого уголка мира без необходимости посещать ближайший пункт продажи (воздушный порт или авиакассы).
- Быстрая регистрация без бумажной волокиты. Для посадки на рейс необходимо предоставить работнику аэропорта только паспорт, на который был куплен электронный билет. Сотрудник самостоятельно найдет проездной документ в электронной базе данных авиакомпании.
- Множество способов оплаты.
Что такое маршрутная квитанция?
Маршрутная квитанция – это не билет, а подтверждение его покупки в электронном виде. Документ содержит дату и время отправки рейса, его номер, наименование аэропорта вылета, номер бронирования в глобальной системе, а также во внутренней системе авиакомпании, сведения об оплате и другую важную информацию.
Иметь при себе печатную версию маршрутной квитанции при посадке на рейс необязательно, но все равно стоит перестраховаться. В случае с международными перелетами это особенно важно, ведь маршрут-квитанция может послужить для миграционной службы подтверждением намерения пассажира возвратиться на родину. Документ пригодится также в случае возможного сбоя в системе перевозчика или проблемах при регистрации.
В чем отличие между e-ticket и маршрутной квитанцией?
Главное и по сути единственное отличие состоит в том, что электронный билет – это запись в базе данных авиаперевозчика, а маршрутная квитанция – подтверждение этой записи, но уже на бумажном носителе или в форме PDF-файла. Если бумажный билет должен соответствовать определенной форме, иметь четкую структуру и быть напечатанным на специальном бланке, е-ticket имеет все те же характеристики, только в электронной форме, а маршрутная квитанция может быть распечатана на обычной офисной бумаге и значительно различаться у разных перевозчиков.
Многие пассажиры до сих пор опасаются покупать электронный билет и просят авиакомпании предоставить бумажную версию даже на тех рейсах, где «стандартные» билеты давно не используются. В этой ситуации решение зависит только от руководства компании-перевозчика. Но в преобладающем большинстве случаев, менеджеры, конечно, убедят клиента в безопасности и удобстве онлайн-покупки.