ks805

В обыденном понимании присутствуют оба понятия – рассказ и беседа, отличаясь друг от друга по самому простому признаку. Как бы ответил человек на улице, если б ему задали такой вопрос? Интервьюируемый ещё по своим делам спешит, но из вежливости, вероятно, скажет, мол, в рассказе – один вещает, а в беседе – минимум двое говорят. Следует повторить, что это справедливо в бытовом понимании. Основное отличие уловить просто, но есть ещё много тонкостей.

Важно, что и беседа, и рассказ – сложные и многозначные понятия, встречающиеся в психологии и педагогике.

Психология

В этой науке беседа и рассказ служат для получения информации, часто глубинной. То есть рассказывая что-то, человек не просто передаёт факты, а показывает, даже того не желая, своё отношение. В беседе происходит психологическое взаимодействие минимум двоих. Плюс – третий может посмотреть на беседу со стороны, проанализировать. Здесь важно не просто слышать, но и видеть беседующих.

Конечно, в психологии беседа подготовлена. Вопросы (могут даже использоваться карточки) и психологические приёмы продуманы, выстроен план, учтены особенности участников процесса. Часто целью беседы является убеждение другого человека в чём-то. Здесь постоянно есть обратная связь. Как отвечает собеседник? Какое у него выражение лица, поза, какие жесты? Происходит постоянный анализ на соответствие сказанного истине. В то же время профессиональный собеседник (психолог) старается поддерживать непринужденную и доверительную атмосферу. Часто собеседника стараются «разговорить», задавая открытые вопросы. То есть на них недостаточно будет ответить «да-нет», а нужно рассказать что-то, выразить своё отношение. Анализ, рефлексия проходит и после беседы, делаются выводы на будущее.
Беседа с психологом

В процессе рассказа обратная связь выражена намного слабей. Понятно, что рассказчик может уловить реплики, выражение лица слушающего (слушающих). Если постоянно требовать обратную связь, то рассказ превратится в беседу. Кстати, для рассказа не всегда нужна аудитория. Можно попросить испытуемого записать рассказ о чем-то, а уж после исследователь будет анализировать запись.

Педагогика

Здесь основная цель этих двух методов – передача информации, обучение. Впрочем, они также используются для получения информации об учениках. Это два обычных «инструмента» преподавания для учителя при работе с группой (классом) или индивидуально. Учитель может участвовать в рассказе и беседе или наблюдать со стороны.

При педагогической передаче информации беседа, конечно, занимает больше времени, чем рассказ. Задача педагога «натолкнуть» собеседников на правильную мысль. Если нужно выйти на какой-то новый факт, обязательны некоторые начальные знания о системе. Если задача – «выстроить» факты, то базовая информация может быть бытовой, несистематизированной. Естественно, провести такую беседу (особенно, если учащихся достаточно много), не так просто.
Учитель со студенткой

Кажется, что для учителя проще самому озвучить данные, чем ждать, пока ученики, благодаря его подсказкам, сообразят. Однако знания, полученные в беседе, сохраняются дольше. Внимание учеников сосредоточено, они активны, практически сами находят ответ. И этот метод разрабатывается в педагогике ещё со времен Сократа, который вёл обучающие беседы.

При рассказе, логично, роль рассказчика более активная. К слову, для закрепления знаний лучший метод – рассказать о них кому-то, обучить кого-то. Даже существует такой приём, когда класс разбивается на группы, и каждый ученик объясняет другим какой-нибудь параграф, правило. И всё же слушающий тоже может быть (и даже должен – для лучшего понимания и запоминания) активным.

При активном слушании ученик поддерживает внимание, не отвлекается на неважные вещи, старается сразу выстроить систему. Также важно показывать, что он, действительно, слушает внимательно. Значимо выражение лица и жесты. Желательно, чтоб он делал заметки, переспрашивал. Понятно, что это не должно мешать рассказчику. Особенно, если он выступает перед большой аудиторией. Для вопросов нужно отводить время после выступления, приглашать слушателей к небольшому диалогу.

Сам рассказчик должен помочь слушателям сохранять внимание. Например, важно избегать монотонной речи, нужно приводить яркие примеры, учитывать особенности слушателей. Хорошо бы объявить план своего рассказа. Подчеркивать, как развивается повествование, чтобы аудитория тоже могла сориентироваться. Например, использовать выражения: «завершая», «переходим  к…», «первый\последний пункт»… Лучше приглашать людей делать заметки, подсказывая самое важное. Важно не забыть, что рассказ – не структурированная лекция, в которой необходимо записывать определения. Рассказ может быть и довольно эмоциональным, со свободной структурой. Он может передавать больше чувства и ощущения.
Рассказчик

Детальные отличия

В научном понятии между рассказом и беседой выделяются рассмотренные отличия. Итак, одно от другого понятия отличается:

  1. Активностью участников.
  2. Структурой.
  3. Результативностью.

Впрочем, всё зависит от ситуации, материала, участников. Важно, что при использовании и той, и другой формы важно, чтобы участники передачи информации помогали друг другу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить