Усаживаясь поудобней, перед просмотром нового фильма мы не задумываемся, что у каждого фильма бывают несколько версий, причем каждый заядлый киноман считает своим долгом посмотреть каждую из них. Какие же существуют версии кинолент, чтобы обычный любитель попкорна и зрелищ тоже мог в них разбираться.
Обычная кинопрокатная версия
Кино — не просто искусство, а бизнес с огромными затратами и прибылями. Окончательное слово здесь не самым главным лицом на съемочной площадке — режиссером, а за продюсером, который вкладывает свои деньги в надежде получить максимальную прибыль. Этот человек имеет право не только участвовать в подборе и утверждении актеров, также ему принадлежит право первого просмотра отснятого материала. Нередко его мнение может не совпадать с видением режиссера, поэтому он может изменить некоторые места в фильме или даже всю концовку, если только речь не идет о таких известных режиссерах как Спилберг или Скорсезе.
Вторым моментом, который может не понравиться продюсирующий фильм компании, является продолжительность киноленты. По сложившимся негласным правилам фильм не должен длиться более двух часов, это считается самым оптимальным временем, которое может выдержать зритель в кинотеатре. Случается, что продолжительность отснятой и смонтированной киноленты составляет около трех часов, поэтому продюсер может выкинуть из фильма не влияющие, по его мнению, на сюжетную линию сцены и диалоги.
В Советском Союзе кино было искусством, о продюсерах и тысячных прибылях не было и речи, тем не менее часто отснятый материал отличался от того, что видели зрители на экранах. В роли продюсера в те годы выступала цензура, а право первого просмотра нового фильма было у генеральных секретарей ЦК, которые могли увидеть в диалоге скрытый политический подтекст или убрать из фильма места, по их мнению, порочащие идеального советского человека, а иногда и советскую женщину.
Режиссерская версия
Все режиссеры по своей натуре творческие люди. Они все далеки от бизнеса, просто снимают свои шедевры и в последнюю очередь думают о будущих прибылях. Режиссерская версия — это исключительно его творение, поэтому на всех профессиональных кинофестивалях принят показ полных версий, даже если по длительности они превосходят среднюю продолжительность фильма. К слову сказать, это не всегда означает, что режиссерская версия может быть лучше, чем обычная.
Говоря о режиссерской версии, подразумевают первоначально смонтированную версию, в которую еще не были внесены поправки продюсера. У некоторых фильмов таких версий может быть несколько, знатоки различают среди них: расширенную и непосредственную режиссерскую версию. Первая особой оригинальностью не отличается, просто из нее не были вырезаны ради кинопроката некоторые сцены и диалоги. Вторая же может удивить концовкой или вообще поворотом сюжетной линии.
Для просмотра режиссерские версии тоже доступны, их крутят на кинофестивалях, закрытых показах, иногда на широких экранах, также при желании можно купить диск с оригинальной версией (с пометкой Director’s cut).
В чем разница обычной и режиссерской версии фильма
- Режиссерская версия не имеет под собой коммерческой подоплеки в отличие от обычной, которую крутят на киноэкранах.
- Режиссерская версия — это первоначальная версия фильма, какой ее видит режиссер и именно по ней можно оценить его профессионализм. Именно поэтому на кинофестивалях часто используются такие версии кинокартин
- Из режиссерской версии часто вырезают слишком жестокие сцены или имеющие некий политический подтекст, из-за которого показ картины может быть запрещен в ряде стран. Также могут быть удалены провокационные места, из-за которых может быть ограничен просмотр в кинотеатре по возрасту.
- Обычная версия фильма может быть короче, чем режиссерская.
- Оценивают режиссерскую версию фильма традиционно члены жюри на кинофестивале, а обычной дают оценку по результатам кинопроката.
Другими словами можно сказать, что обычная версия фильма — это адаптированный под зрителя материал, служащий для получения максимальной прибыли, а режиссерская версия — это продукт высокого киноискусства, иногда непривычный для зрителя.