Ситуационное моделирование и ролевая игра — это методы, которые традиционно используются в процессе школьного обучения. Также они применимы и во внешкольной работе, но в основном именно с детьми школьного возраста. В младшей школе подобные методы позволяют деткам быстро адаптироваться к школе и не получать психологической травмы от смены обстановки.
Если воспользоваться исключительно методами традиционного обучения в школах, то эффективными они не будут, так как не будут смоделированы в жизненные ситуации. Ролевые игры и ситуационное моделирование позволяют делать обучение более интересным и применимым на практике.
Сущность моделирования
Основой моделирования является тот факт, что в познаваемый предмет необходимо проникнуть сквозь абстрактные категории и фактически полученные знания о единстве. Достаточно сложное педагогическое определение, но наиболее верное. Школьники с помощью ситуационного моделирования воспринимают и запоминают сложные конструкции и концепции, включая научные, а затем могут применить их в жизни. На этой основе также формируются в дальнейшем и поведенческие особенности личностей школьников.
В процессе ситуативного моделирования школьники могут погрузиться в реальную жизнь в так называемом интерактивном режиме. Именно интерактивный характер присущ ситуативному моделированию.
Сущность ролевой игры
Ролевая игра — это уже сочетание поведенческого и психического развития ребенка. Ролевая игра — это своего рода часть моделирования, но построенная на взаимодействие школьников в процессе обучения. То есть, в отличие от ситуативного моделирования, ролевая игра подразумевает большую активность и взаимодействие, направленность на эффективный результат обучения, а также определенные психологические выводы со стороны учителя.
С помощью ролевой игры ученик попадает в ситуацию, которая содержит тот же самый набор ограничение, принуждений и мотивации, которые бывают и в реальном мире во взаимодействии с остальными участниками процесса.
В учебном процессе ролевые игры обычно основаны на игровых конструкциях, то есть задачу можно представить и как модель, и как ролевую игру, и как эксперимент.
Отличия ситуативного моделирования и ролевых игр
Ролевая игра значительно отличается от ситуативного моделирования. Ролевая игра направлена на взаимодействие с другими и на определенные психологические выводы. Ситуативное моделирование направлено на создание определенной житейской (реальной) ситуации, решение которой принесет необходимый учебный эффект. В принципе, и то, и другое может проходить последовательно один за другим.
С помощью ролевых игр и ситуативного моделирования учитель может делать вывод о наличии у ребенка творческих способностей и развитии мышления. Более того, и то, и другое направление развиваются в процессе таких уроков. Ученики в процессе ситуативного моделирования и ролевой игры приобретают мотивацию к более активному обучению, так как используют новые интересные навыки и особенности поведения.
Также ситуативное моделирование более применимо в высшей школе, чем ролевая игра — последним студентов завлечь крайне сложно, да и разработать сценарий также проблематично. Ролевая игра для младших школьников — оптимальный вариант. Они учатся взаимодействовать друг с другом, строить коммуникацию. Далее вполне можно комбинировать.
Таким образом, отличия ролевой игры и ситуативного моделирования значительны, но результат ожидается практически один и тот же:
- Развитие реальных навыков из полученных теоретических знаний.
- Осуществление выводов о психологическом состоянии учеников.
- Закрепление полученных на уроках знаний практической работой.
В школе практической работе уделить много времени не всегда получается — с помощью ситуативного моделирования и ролевой игры это сделать достаточно просто.