specava

Когда речь заходит об образовании и образованности, не редко возникает путаница понятий. Казалось бы, каждый из нас знает, что такое образование и что из себя представляет образованный человек. Но лишь немногие сходу смогут дать точные определения. И такая ловушка поджидает большинство из нас, когда сталкиваются смежные понятия. Часто образование путают с образованностью и употребляют данные слова в речи неправильно, чем сразу выдают свое невежество. Тогда как на самом деле это пограничные, но параллельные понятия.

Специфика понятия «образование»

Термин «образование» чаще всего означает конкретную квалификацию в конкретной области, полученную в конкретном учебном заведении. По-другому говоря, это совокупность официально полученных знаний. Сегодня образование это жизненная необходимость. Без его наличия людям сложно устроится в жизни. Помимо малого заработка, человек без образования получает клеймо безграмотного и даже глупца, а наиболее консервативные члены отзовутся о таком как об обузе общества. Образование, по мнению ряда экспертов, это двигатель прогресса развитых стран. Это и причина основания превосходных университетов, и подготовка новых кадров, а значит высокая производительность труда всей страны.

Образование

Образование – это длительный процесс, наполненный разным содержанием. Он может происходить посредством посещения образовательных учреждений, самостоятельного обучения или в порядке общения с носителями какой-либо полезной информации. Не зря к слову «образование» применимы глаголы «получить» и «иметь». Однако все это относительно. Само по себе оно не может гарантировать высокой зарплаты. Значение имеет не только объем, но и разнообразие, и качество знаний. Кроме того, важно, чтобы образование имело практическую востребованность. В противном случае навыки, полученные в учебных заведениях, остаются лишь задокументированным фактом и прямо не влияют на образованность человека.

Специфика понятия «образованность»

Под данным термином понимается конкретный результат – фактическое приобретение знаний и навыков. Иными словами, образованность это просвещенность, развитость и культура. Сегодня она считается непременным социальным атрибутом современного человека. Просвещенность носит неформальный характер и достается человеку скорее не в учреждениях, а в процессе социализации, жизненного опыта и прочих житейских моментах.

Специалист

Образованность человека подмечают как качество личности. Часто можно услышать, как собеседник отзывается об уме говорящего, т.е. дает прямую оценку его широкой образованности, его способности проявлять на практике гармоничное сочетание положительных черт личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции.

Где связь?

Оба явления, описываемых нами, в некоторой степени достигаются в рамках обучения в системе: начальные и средние школы, институты, университеты. Они позволяют человеку более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях.

Образование подразумевает формирование знаний, тогда как образованность – эрудицию, определенный уровень познаний и навыков. Но все это – знания человека (количественные и качественные). И, несмотря на тесную связь, понятия не заменяют, а дополняют друг друга. Представьте, что образование – ядро, вокруг которого выстраивается бесконечное поле просвещения. Одно не исключает другого. Но наличие ядра официально закрепляет статус образованного человека.

Сегодня некоторые исследователи озабочены одержимой идеей об образовании. Опасность заключается в том, что если бездумно получать один диплом за другим, то связь образования и образованности ослабевает. Чрезмерная озабоченность человека представить себя коллективу как успешного человека искажает представление о том, каким должно быть качественное обучение. Отсюда замкнутый круг, когда государство хочет, чтобы как можно больше людей училось в институтах и университетах, количественный рост желающих неизменно приводит к ухудшению качества высшего образования. Еще несколько десятков лет назад перед ним стояли другие задачи: культурные, нравственные и интеллектуальные, что прямым образом положительно влияло на образованность человека.

Принципиальные различия

Подмена понятий распространенный бич современности. Большинство крупных компаний, особенно те, что завязаны на продажах, широко используют так называемый принцип bait and switch или подмена понятий. Вы наверняка с этим сталкивались. Вспомните, когда реклама обещала вам одно, а после покупки, когда начинаешь разбираться, больше присматриваться и замечаешь небольшую разницу. То же самое касается образования и образованности. Главное вовремя понять, как расставлены акценты.

Каждую весну повсюду начинает мелькать реклама о том, как важно получить высшее образование. Университеты конкурируют за абитуриентов, обещая не только качественное обучение, но и невероятные перспективы, которые откроются для выпускников после.

Родители, знакомые, учителя, все как один говорят, что каждый в обязательном порядке должен продолжить учебу в высшем учебном заведении. И вот молодой человек поступает в один из лучших университетов своего города или даже страны, в надежде прикоснуться к сокровенному. Проходит месяц, год, два и вот студент уже скептически относится к учебе, что-то пропускает, расставляет свои приоритеты.  Возможно, он даже учится не так уж успешно, но, тем не менее, в конце получает долгожданную корочку и с гордостью объявляет всем, что теперь образование у него в кармане. И это действительно так. Вот он, диплом об окончании университета. Процесс получения человеком знаний завершен. Но, что он имеет в действительности? Можно ли сказать, что результатом приобретения человеком знаний является его образованность? В одном случае это действительно так.

Выпускник не только обладает документом, но и подтверждает диплом блистательными и уникальными знаниями, полученными в многочисленных практических и теоретических занятиях, лекциях, многочасовых посещениях библиотек, семинаров и пр. Но в другом случае все не так радужно. Александр Солженицын написал однажды публицистическое эссе «Образованщина», в котором привел суждение, что наличие диплома не делает человека по-настоящему образованным. Это лишь видимое образование или ложная образованность.

Образованный человек и человек, который имеет высшее образование – это два разных понятия, по крайней мере, в русском языке. Не зря наш язык называют великим и могучим. Наравне с передачей информации, мы можем замаскировать в предложении все оттенки иронии. Так, словосочетание «образованный человек» часто заменяется на «человек с высшим образованием» или «человек с дипломом». Иметь – не значит быть. Если получение высшего образования готовит для человека больше карьерных перспектив, то образованность является необходимым элементом для получения более высокого социального статуса. И с другой стороны, насколько качественным будет уровень образования человека – настолько широкой будет и его образованность.

В заключении

Подводя итог, обобщим: образование – это протекающий процесс, а образованность – результат или, скорее, состояние.  К образованности стоит стремиться, но не забывать при этом об образовании. Гонка за дипломами без реальных знаний не приведет ни к чему хорошему. Образование, бесспорно, является важным критерием, как профессионального роста, так и социального статуса. Но на поверку практические знания, т.е. образованность, порой, оказываются важнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить