karava

В мотоциклах используется 2 основных вида привода – кардан и цепь. Мотоциклисты продолжают спорить, какая из этих передач лучше. Привод отвечает за передачу мощности от двигателя (коробки передач) к заднему колесу. Соответственно его эффективность и КПД непосредственно влияют на скоростные и тяговые характеристики техники. Цепь используется чаще, однако есть модели мотоциклов, в которых кардан является более эффективным. Это принципиально разные виды приводов, имеющие свои особенности и назначение.

Плюсы и минусы мотоцепи

В большинстве моделей современных и старых мотоциклов для передачи мощности используется цепь. Она подходит практически для всех типов байков – от малокубатурных до спортивных. Это обусловлено такими достоинствами:

  1. Лёгкость и компактность.
  2. Доступная стоимость.
  3. Широкий выбор моделей. Есть дешёвые цепи без сальников (рассчитаны на несколько тысяч пробега) и более дорогие варианты с сальниками (выдерживают по несколько десятков тысяч).
  4. Устойчивость к повышенным нагрузкам.
  5. Эффективны при длительной работе в суровых условиях, в том числе в грязи и воде.
  6. Простота ремонта и замены даже в полевых условиях.

Цепь для мотоцикла

Но, такой привод имеет и недостатки:

  • Необходимость периодического и правильного ухода. Примерно через каждые 500 км требуется чистка и смазка. После поездок по грязи и в дождь также требуется обслуживание.
  • Без обслуживания цепь может порваться, что чревато пробитием картера и заклиниванием колеса. Кроме того, порванная цепь может попасть в водителя или пассажира.
  • Замену желательно производить сразу со звёздами, что удорожает ремонт.
  • Модели без сальников быстрее растягивается, подтяжку следует выполнять каждые 100-200 км.

Особенности карданного привода

Такой привод предполагает передачу вращающегося момента посредством валов и шестерней. Часто устанавливается на тяжёлые крузеры. Имеет следующие преимущества:

  1. Нетребовательность в уходе. Механизм находится внутри защитного корпуса. Внутрь не попадает пыль и грязь. Обслуживание заключается в периодической замене масла (примерно раз в 20000 км).
  2. Длительный срок службы. Обычно служит на протяжении всего срока эксплуатации мотоцикла без необходимости ремонта и замены.

Кардан на мотоцикле

К минусам можно отнести:

  • Большие габариты и вес. Кардан очень тяжёлый и громоздкий, поэтому не подходит для спортивных и эндуро байков, где актуальна минимизация веса для улучшения скоростных характеристик.
  • Привод является не подрессоренным, из-за чего хуже работает задняя подвеска.
  • Высокая стоимость. Цены варьируются в диапазоне $300-600. В некоторых случаях замена является нецелесообразной.

Общие характеристики приводов

Единственное сходство у данных приводов – назначение. Они позволяют с минимальными потерями передать крутящий момент от коробки передач на заднее колесо. По показателю КПД модели находятся примерно на одинаковом уровне. У мотоцепи данный параметр составляет примерно 95%, при условии, что деталь новая, со смазкой и неизношенными цепями. Потеря составляет порядка 5%, что обусловлено большим количеством областей трения между роликами и зубьями.

КПД кардана составляет порядка 97%. Точное значение будет зависеть от угла отклонения ШРУСа. В данном случае владелец теряет не более 3% мощности, причём в независимости от нагрузки и состояния узла. Но, эффективность может упасть при недостатке масла. Поэтому оба типа привода требуют наличия смазки.

Отличительные особенности

Практически по всем критериям это две принципиально разные приводные передачи. Технологии передачи крутящего момента кардинально отличаются, они построены на разных механических принципах. В цепном приводе применяется роликовая цепь, посредством которой вращение переходит с одной звезды на другую. Это значительно более простой вариант привода с точки зрения конструкции.

В карданах применяются валы и шестерни. По конструкции и механике работы узел значительно более сложный. При этом шестерёнчатая конструкция значительно более надёжная и долговечная. Узел служит в десятки раз дольше чем цепь. Это обусловлено, в том числе, меньшим количеством точек трения.

Если в идеальных условиях КПД приводов примерно одинаковы, то по мере эксплуатации параметр может изменяться в пользу кардана. Изначально на цепи теряется 5% производительности. Но, если она загрязняется, мощность падает ещё больше. Цепь постепенно растягивается, из-за чего КПД может упасть вплоть до 92%. Недостаток временно устраняется подтягиванием, однако всё же через определённое время придётся менять цепь и звёзды.

Кардан имеет очень большой вес, в десятки раз больший чем у цепи. Это является ключевым фактором, ограничивающим сферу его использования. Также он более прихотлив при езде по воде (актуально для любителей сложных условий). В конструкции есть сапун, через который внутрь может попасть влага. Чтобы избежать поломки, сразу после поездки придётся проводить обслуживание и менять масло. Цепи же нестрашна грязь и влага, после поездки её достаточно прочистить и смазать.

Кардан – жёсткая передача, цепь – эластичная. Из-за этого в коробки передач мотоциклов с карданным валом обычно добавляют специальный демпфер. Карданные байки склонны к резкому подскакиванию переднего колеса в процессе ускорения. Чтобы устранить этот эффект, инженерам приходится усложнять конструкцию подвески, что приводит к повышению итоговой стоимости.

Цепь и кардан

Какой вариант выбрать?

Есть модели мотоциклов с обоими типами приводной передачи. Какой из них лучше, зависит от предпочтений и опыта водителя, а также характеристик самого байка. Среди этих видов приводов нет лучшего, они просто принципиально разные, предназначены для различных задач.

Если ключевую роль играет лёгкость и компактность мотоцикла, однозначно следует предпочесть мотоцепь. Это крайне актуально для эндуро, спортивных и малокубатурных байков. Для такой техники важна минимизация веса, чтобы достигнуть максимальных скоростных показателей.

Оптимальный вариант для тяжёлых туристических моделей и литровых крузеров – кардан. В данном случае важным является нетребовательность в уходе. Такие мотоциклы часто используются для дальних, туристических поездок на сотни и даже тысячи километров. Менять цепь прямо в дороге – не самая удачная идея. Поэтому здесь выигрывает карданный привод, не требующий обслуживания на протяжении как минимум пары десятков тысяч километров.

Некоторые опасаются покупки мотоцикла с карданом из-за мнения, что узел может внезапно выйти из строя. На самом деле это миф. Вал не ломается резко без предшествующих признаков. В случае износа он начнёт, как минимум, стучать и шуметь.

Для начинающих мотоциклистов лучше выбрать модель с цепной передачей. Такие байки более простые в управлении, ремонте и обслуживании. Для тяжёлых условий, в частности преодоления бродов, подойдёт только цепь, поскольку кардан может выйти из строя из-за попадания воды через сапун.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить