lipship12

Ключевым вопросом для автомобилистов, при подготовке своего транспортного средства к зиме, является выбор шин (покрышек) для самого сложного климатического периода почти на всей территории нашей страны. Согласно общей классификации различают три типа шин: летние, зимние и всесезонные.

Как правило, если выбор летних покрышек не вызывает особых затруднений, то для зимней езды предлагаются два варианта: либо шипованные, либо нешипованные (на автомобильном жаргоне их называют «липучками» или фрикционными шинами). При этом, всесезонные покрышки иногда отождествляют с «липучками», что не соответствует действительности. Этот класс шин имеет набор параметров, создающий некий компромисс между летними и зимними шинами.

Рассмотрим плюсы и минусы двух вариантов зимних шин: оснащенных шипами и нешипованных «липучек».

Шипованная резина

Конструкция этой покрышки представляет собой шину, рабочая поверхность которой «нашпигована» специальными металлическими шипами, по форме напоминающими грибок, который состоит из двух частей: корпуса и твердосплавной вставки. Корпус решает задачу надежного размещения шипа в теле протектора шины. Вставка обеспечивает четкое сцепление с дорожным покрытием. Корпус изготавливается из алюминия, позволяет повысить антикоррозионные свойства и уменьшить общий вес шипов. Материалом для твердосплавной вставки служит карбид вольфрама с добавлением титана и карбида ниобия.

Шипованная резина

Кроме собственно шипов, дополнительное сцепление с дорогой дает конструкция (форма и глубина канавок) протектора. Верхний слой обеспечивает надежное сцепление за счет специального рисунка, а внутренний, из более твердой резины, предназначен для надежного крепления корпусов шипов.

Шипы и протектор работают вместе, в «одной упряжке», но их достоинства проявляются по-разному на различных дорожных покрытиях. На покрытиях с ледяной коркой основной вклад обеспечивают шипы, прокалывающие лед до контакта с основным покрытием, благодаря чему колеса автомобиля могут предсказуемо стартовать и тормозить. К сожалению, при температурах ниже -300С твердость льда возрастает на столько, что шипы не могут продавить ледяную корку. И хотя надежность сцепления с дорогой при этом падает, свое назначение шипованная покрышка продолжает выполнять.

В случае влажного покрытия на первый план выступают свойства протектора. Широкие канавки рисунка заполняются водой и мелкой ледяной крошкой, которые процессе движения постепенно «самоудоляются» за счет вращения и вибрации колеса.

На заснеженных покрытиях и шипы, и протектор вносят свой вклад в общий результат. Шипы цепляются за снег, а протектор крупными (и высокими) элементами рисунка буквально «копает» снег и обеспечивает сцепление с покрытием.

«Липучка»

Одним из основных недостатков шипованных колес является разрушительное воздействие на дорожное покрытие в периоды (довольно частые в европейских областях) отсутствия снежного и ледяного покровов. Производители шин предложили замену шипам, разработав специальную резину и конструкции протекторов, позволяющие решать главные задачи зимнего периода:

  1. Обеспечение безопасного режима трогания-торможения на снежной(ледяной,мокрой) дороге.
  2. Способность передвижения по поверхностям, покрытым снегом.

Резина должна быть довольно мягкой (для надежного сцепления с дорожной поверхностью) и, одновременно, обладать приемлемой жесткостью(для сохранения предсказуемой управляемости). Протектор зимней шины не должен «дубеть» при пониженных температурах (от +50С).

Липучка

Эта сложная, противоречивая задача была решена производителями шин с помощью изобретения специальных составов резинотехнических смесей, в которых имеются молекулярные связи, способные разрываться (при нагревании), а затем, при определенных условиях, восстанавливаться (регенерироваться). Наружный слой такой покрышки размягчается (температура повышается от трения с поверхностью дороги) и дает отличное сцепку с дорогой, а в основной массе протектор остается холодным и жестким. Такое одновременное сочетание разных физических свойств слоев позволяет «липучке» преодолевать проблемы зимних покрытий и обеспечивать управляемость автомобилем на асфальте и бетоне.

Как у шипованных шин, так и у «липучек», важную роль играет конструкция(рисунок) протектора. Ярко выраженная, расчлененная геометрия элементов рабочей поверхности покрышки позволяет шине быстро избавляться от грязи, снега, мелких камней и льда. Кроме этого, для повышения «сцепки» и улучшения управляемости на мокрых и ледяных дорогах в отдельные блоки протектора добавляют тонкие прорези, так называемые «ламели». Геометрические параметры и количество «ламелей» являются «ноу-хау» производителей шин.

Что общего у «шиповок» и «липучек»

Оба вида покрышек предназначены для обеспечения безопасного, управляемого движения в осенне-зимний период времени. Общим признаком «зимнего» предназначения можно считать конструктивные особенности протекторов:

  • Крупный рисунок.
  • Большая глубина промежутков между основными фрагментами рисунка.
  • Наличие «ламелей».

Составы резинотехнической смеси должны в целом обеспечивать похожие параметры, то есть не позволять покрышке «дубеть» при пониженных температурах. Однако у «липучек» наружный слой резины имеет дополнительные свойства, позволяющие улучшить сцепку с покрытием.

Липучка и шипы

Основные различия

  1. «Липучка» не разрушает дорожные покрытия в виду отсутствия твердосплавных металлокерамических шипов, которые присутствуют на шипованных покрышках.
  2. Шипованные шины создают большой уровень шумов. Этот недостаток отсутствует у «липучек», обеспечивающих больший комфорт.
  3. Наличие шипов приводит также к повышению расхода топлива.
  4. На обледенелых и заснеженных покрытиях шипованные покрышки имеют существенное преимущество перед «липучками»(четкая сцепка с дорогой, устойчивость, отсутствие заносов при вхождении в повороты).
  5. При низких температурах, от -300С и ниже, когда шипы становятся практически бесполезными, «липучка» сохраняет свои эластичные свойства и обеспечивает торможение и управляемость.
  6. Аналогичные преимущества перед шипами «липучки» имеют на мокром и сухом асфальте или бетоне.

Как решить проблему выбора

Оба вариант шин имеют свои преимущества и недостатки, поэтому на окончательный выбор должны повлиять следующие факторы:

  • Предполагаемый режим езды.
  • Дорожные условия.
  • Ежедневные маршруты.
  • Качество и чистота дорожных покрытий, что связано с работой муниципальных служб.

Итак, если предполагается в основном использовать автомобиль в режиме «дом-работа-дом» в городских условиях, где улицы регулярно чистят и посыпают реагентами муниципальные службы, то вполне разумно оснастить автомобиль «липучками».

Выбор шипованных шин будет оптимальным, если предполагаются регулярные выезды за город, где зачастую встречаются ледяная корка и снежный наст на дорогах. Шипы также обеспечат предсказуемый режим управления в моменты гололеда и неожиданно выпавшего снежного покрова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить