Far Cry – это серия экшн-эдвенчур французской студии Ubisoft. Игры линейки выходят как на ПК, так и на игровых приставках. Их особенностями являются:
- Игра от первого лица.
- Реалистичные графика и физика.
- Нелинейный сюжет, эксплуатирующий «взрослые» темы – организованной преступности, терроризма, использования наркотиков и т.д.
- Большой открытый мир, свободный для исследования.
- Наличие множества побочных заданий и активностей.
- Широкий выбор оружия, снаряжения и транспортных средств.
- Высокая вариативность геймплея.
- Возможность совместной игры по сети.
Far Cry заслуженно считается одной из лучших франшиз в своём жанре. Но критики отмечают также и её недостатки, главным из которых считается стагнация: якобы последующие игры серии мало отличаются от предшественниц, не показывают качественного развития идей и количественного увеличения контента.
Посмотрим, так ли это, на примере Far Cry 3 и Far Cry 4.
Far Cry 3
Игра вышла в ноябре 2012 г. на ПК, PlayStation 3 и Xbox 360.
Сюжет разворачивается на островах вымышленного Рукского архипелага, расположенного в месте слияния Индийского и Тихого океанов. Игрок оказывается в роли Джейсона Броди – молодого американца, который с девушкой, братьями и друзьями проводит свой отпуск в Таиланде. По предложению нового знакомого, диджея местного клуба, компания высаживается с парашютами на «райские» острова, которые оказываются базой пиратов полусумасшедшего Вааса Монтенегро. Американцы попадают в заложники.
Главному герою удаётся сбежать. Его подбирают члены племени ракьят – аборигены Рукских островов, которые ведут партизанскую войну против пиратов. Джейсон включается в борьбу, и в ходе рейдов на пиратские базы освобождает своих друзей и завоёвывает доверие ракьят. В дальнейшем, на сцене появляются агенты ЦРУ, «разрабатывающие» пиратских главарей Вааса и Хойта Волкера.
С помощью ЦРУ протагонист убивает обоих и освобождает брата, но тогда ракьят по приказу жрицы Цитры, сестры Вааса, захватывают друзей Джейсона. Игроку предоставляется жестокий выбор, влияющий на концовку: либо Джейсон освобождает друзей и покидает острова вместе с ними, либо приносит их в жертву и остаётся с племенем.
Помимо одиночной кампании, в игре есть также кооперативная кампания для четырёх игроков, события которой разворачиваются на тех же островах, но за полгода до основного сюжета.
Far Cry 4
Игра вышла в ноябре 2014 г. на ПК, PlayStation 3/4 Xbox 360/One. Она не является прямым сиквелом 3-й части, но её действие происходит в той же вселенной.
Игрок принимает в управление Аджая Гейла, который везёт прах своей матери Ишвари на историческую родину, в вымышленную гималайскую страну Кират. Страну раздирает гражданская война, в которой армии эксцентричного и жестокого короля Пэйган Мина противостоит движение «Золотой Путь», некогда основанное отцом Аджая.
На горной дороге автобус, в котором едет протагонист, оказывается захвачен отрядом под командованием самого короля. Пейган по виду Аджая понимает, что тот приходится сыном Ишвари, с которой у деспота были любовные отношения. Герой оказывается у короля «в гостях», но бежит с помощью одного из командиров повстанцев. Не имея возможности покинуть страну, Аджай присоединяется к партизанам, которые используют его для воодушевления своих бойцов.
Получив моральный импульс, «Золотой Путь» с помощью Аджая отвоёвывает у короля юг Кирата. Перед походом на север игроку предстоит выбрать, кто из двух командиров сопротивления получит всю власть, а кто будет убит или изгнан. впоследствии этот выбор повлияет на судьбы страны. А практически в самом конце кампании от ещё одного решения игрока зависит, узнает ли герой от Пейгана тайны своей семьи, или убьёт короля.
В игре есть режим кооперативного прохождения кампании вдвоём и соревновательный мультиплеер.
Что общего у 3-й и 4-й части?
Так как игры относятся к одной серии, и разница в годах выпуска между ними невелика, они обе имеют много общих черт:
- Обе части выполнены на базе игрового движка Dunia Engine 2 – это означает, что технически их графика и физика находятся на одном и том же уровне, одинаково реализованы искусственный интеллект, игровые механики и т.д.
- Обе игры используют сочетание сюжетной кампании и бессюжетного геймплея (захват контроля над территорией, выполнение заданий на время или количество трофеев и пр.). Оба этих аспекта одинаково важны для прохождения игры: без наград за выполнение второстепенных миссий игрок не сможет завершить сюжетную кампанию.
- Типы второстепенных заданий в обеих частях аналогичны, и главными из них являются захват аванпостов и захват, соответственно, радиовышек или колоколен. И в том, и в другом случае от игрока требуется зачистить объект от вражеских солдат. Захватив радиовышку или колокольню, игрок расширяет доступную ему для исследования территорию, захватив аванпост – получает опорный пункт на ней. Кроме того, захваты открывают доступ к сайд-миссиям других типов, новому оружию и специализациям, и т.д.
- В играх используются аналогичные системы прогрессии персонажа. Получая очки опыта за убийство врагов и другие действия (выполнение миссий, захват территории, охоту на диких животных и пр.), игрок волен распределять их по нескольким веткам прокачки и открывать новые наступательные или оборонительные способности для своего героя. Так осуществляется «заточка» персонажа под определённый стиль игры.
- В обеих частях доступны практически одинаковые арсенал и ассортимент транспортных средств. Оружие можно кастомизировать: устанавливать прицелы различных типов, глушители и пр. Встречаются «именные» образцы с уже установленным определённым обвесом и немного улучшенными характеристиками. Техника есть наземная и водная, как простые транспортные машины, так и боевые, бронированные и оснащённые тяжёлым оружием.
- С обеими играми поставляется редактор карт, позволяющий создавать новые карты на основе имеющихся ресурсов (текстур, персонажей, оружия и т.д.) и играть на них.
В чём игры отличаются?
Принципиальных различий между 3-й и 4-й частью Far Cry не так уж много. Если оставить за скобками несущественное увеличение арсенала, списка второстепенных миссий и другие количественные изменения, то отметить можно только:
- Различные сеттинги: тропический архипелаг и горный регион. Соответственно, различно их наполнение и визуальный стиль: растительность и животный мир, погодные явления, архитектура, культурные памятники и нынешнее население вымышленных стран. Влияет сеттинг и на геймплей – так, в Far Cry 4 значительное внимание уделено вертикальному аспекту: скалолазанию, захвату укреплённых вершин, полётам над хребтами на вертолёте.
- Разный подход к сетевым режимам. В 3-й части игры кооперативная кампания довольно примитивна и практически служит лишь для растягивания игрового времени. в 4-й совместное прохождение основного сюжета даёт существенно иной опыт, чем одиночное. Командный мультиплеер Far Cry 4 предоставляет весьма редкий асимметричный геймплей для разных сторон. Игрок может присоединиться к лесным охотникам, вооружённым только луками, но зато владеющим боевой магией, либо к армии со стандартными стрелковым оружием и военной техникой.
Какую же выбрать?
Так как с технической точки зрения обе части идентичны, а различия в игровых механиках и доступном контенте не очень велики, то выбирать предстоит не столько игру в целом, сколько сеттинг и сюжет.
Far Cry 3 – выбор тех, кому интересно наблюдать за развитием протагониста, кто интересуется тематикой современного пиратства или хочет хотя бы виртуально побывать на затерянном в океане жарком острове. Тем же, кому по душе героика революционной борьбы, суровость гор – или необычный мультиплеер – однозначно стоит купить Far Cry 4.