Умение читать — одно из базовых умений человека, которое осваивают уже даже не в начальной школе, а до нее: в детском саду или, к примеру, родители учат детей читать сами. Но давно стоит вопрос, как лучше читать: вслух или про себя. Учителя утверждают, что чтение про себя — это признак прогресса обучения ребенка, при этом на уроках требуют читать исключительно вслух; так как же лучше и правильнее — непонятно. Стоит разобраться в этом вопросе и сравнить оба способа поглощения информации.
Чтение вслух: кратко
Умение читать вслух — одно из базовых умений, которым обучаются в начальной школе или подготовительном классе. Умение различать буквы, запоминать их и правильно ставить в фонетические конструкции — вот что такое сам этот процесс. Читать вслух проще: этот факт используют учителя и родители, чтобы, собственно, научить ребенка. При произнесении слов и предложений дитя учится их правильно строить и комбинировать, а куратор (родитель, логопед, учитель) может корректировать его действия, если они не правильные. Это очень удобно, да и сам процесс налажен веками: параллельно с обучением чтению ребенку прививают умение письма, что в связке работает просто великолепно. Начинают с букв, потом переходят на слова и предложения, а далее выправляют интонирование.
Параллельно у ребенка развивается необходимый для гнозиса и познания навык.
Чтение про себя: кратко
«Про себя» — это следующий этап. Технически он идет еще до чтения «вслух», ведь сама суть чтения про себя — это узнавание и интерпретирование печатных символов — букв. Но кураторы настаивают на изначальном чтении вслух, чтобы «поставить» навык. Научившись же правильно воспроизводить и интерпретировать написанное, ребенок может переходить на этап «про себя», уже подбирая не только саму литературу (по своему вкусу и желанию), но и ее сложность (уровень). За счет скорости мыслительных процессов «про себя» выходит значительно быстрее и продуктивнее, поэтому подавляющее большинство взрослых так и останавливаются на такой модели чтения.
Их сходства
Сходств очень много: по факту же это одно и то же действие, разница лишь в воспроизведении прочитанного (или его отсутствии). Но стоит все же перечислить сходства.
- Развитие вокабуляра. Как ни крути, а словарный запас при любом чтении повышается. Люди развивают свой язык — и, соответственно, улучшают навыки коммуникации (а кое-где развиваются и профессионально).
- Единый навык узнавания. Это действительно так. Как уже было сказано, разница лишь в воспроизведении прочитанного для окружающих.
- Получение новой информации. Даже если сама по себе информация не нова, сама статья, книга или пост могут быть новыми. А это необходимо как для развития личности, так и для развития самого мозга: процесс познания значительно стимулирует этот орган и побуждает его к дальнейшему усовершенствованию (иногда самого себя).
- Ограниченность языковым барьером. Как ни крути, а читать можно лишь то, что написано на известном алфавите. В лучшем случае удастся прочесть что-либо на неизвестном языке, но понимания ждать не стоит.
- Лучше умение развивается в детстве. Впрочем, как и любой навык. Взрослого научить читать несколько сложнее за счет «застарелости» процессов мышления.
Различия этих методов чтения
Различия не слишком заметны при первом рассмотрении, но при ближайшем — кардинальны. Стоит поговорить о них.
- Скорость. Чтение «про себя» быстрее, нежели «вслух». Это происходит за счет ненужности задействования речевого аппарата, что отнимает немного времени (поначалу, а по факту разница значительна).
- Влияние на дикцию. При всем желании читающего «про себя» его дикция не развивается, в то время как чтение «вслух» значительно улучшает навык построения предложений. Речь становится красивее, иными словами.
- Применение в общественном месте. Считается, что «вслух» произносить прочитанное среди других людей могут только дети, в ином случае это считается неприличным (и раздражающим окружающих).
- Пополнение вокабуляра. Да, словарный запас пополняется и в том, и в том случае. Но привычка использовать новые слова развивается, если человек все-таки произносит их вслух.
- Избавление от слов-паразитов. Считается, что методика «вслух» лучше справляется с данной задачей. Хотя, конечно, нужно учитывать, что именно читает человек.
- Поставление ораторских навыков. «Про себя», безусловно, можно набрать базу знаний, но дикцию и уверенность развивает именно вариант «вслух». Человека с поставленной речью слушать будут больше — и это прямое доказательство улучшенных умений оратора.
- Развитие памяти и грамотности. Да, и в том, и в том случае человек будет потреблять информацию, но считается, что произнесенное во всеуслышание запоминается лучше. А грамотность повышается, если обращать свое внимание преимущественно на грамотную литературу.
- Повышение эрудиции и коммуникативных навыков. И в том, и в том случае улучшается. Однако, считается и подтверждается статистически, что люди, читающие «вслух», более коммуникативны и остры/быстры на язык.
- Развитие речевого аппарата. Тут очко просто сразу уходит варианту «вслух».
Вывод
Несмотря на то, что более «прогрессивным» и «взрослым» считается вариант чтения «про себя», вариант «вслух» способствует улучшению коммуникативных навыков и повышению эрудиции куда больше. И несмотря на то, что громко произносить прочитанное среди людей может показаться странным (а кого-то и вовсе раздражать), дома тренироваться никто не мешает. Рекомендуется уделять этому занятию не менее получаса в день, не торопиться и произносить слова «со смакованием», чтобы лучше понимать, какой вариант интонации подойдет.
Но, разумеется, все это — лишь советы для тех, у кого на это есть время. От чтения «про себя» также много пользы, так что не стоит пересиливать себя, если не хочется (или нужно усвоить материал быстро). Вопрос лишь в том, что нужно конкретному человеку. В конце концов, для кого-то книги и статьи — это хобби и отдых, а для кого-то — необходимость по работе. И лишь сам человек выбирает, на что и как ему тратить свое время.