Серия игр пошаговых стратегий Sid Meier’s Civilization существует более чем 28 лет и без ответвлений включает в себя 6 основных игр. Цивилизация — словно шахматы от мира видеоигр, игра которая вне времени. Геймеры нескольких поколений проводили часы напролёт за партиями в цивилизации. Но, проблема долгоживущих серий в том, что у каждой части возникают свои лагери поклонников, которые считают что именно эта игра из линейки лучше.
Неудивительно что такая проблема присутствует и у данной серии. На просторах интернета идут споры между поклонниками шестой, пятой и других старых частей игры. Поэтому в данной статье мы попытаемся сравнить «яблоки раздора» многих геймеров по всему миру и вынести свой вердикт.
О серии в общем
«Цивилизация» — это глобальная пошаговая стратегия, в которой игрок руководит абсолютно всеми процессами в государстве. Он руководит возведением новых городов, отвечает за постройку зданий, приказывает прокладывать дороги, орошать поля и пробивать в горах шахты, он заключает союзы и ведёт войны.
Игра начинается в глубокой древности, с одного поселения, место для которого выбираем также сами. С годами маленькое поселение будет расширяться и превращаться в целую империю. Мы будем изучать технологии, переходить от копейщиков к рыцарям, менять арбалеты на винтовки, научимся добывать нефть, уран и железо. Будем расширять и осваивать новые территории, а вокруг нас будут находиться другие государства многие из которых будут хотеть заполучить наши земли.
Одной из особенностей серии является полное отсутствие историчности. Мы строим цивилизацию с нуля и находимся в роли одного бессмертного лидера от начала и до конца. Партия может идти от 5000-ого года до нашей эры и до 2050 года. Конец наступает тогда, когда одна из наций достигла дипломатической, научной, культурной, религиозной или военной победы, либо же накопила к 2050 году наибольшее число очков. Как пример в игре можно лицезреть ацтеков на танках, кельтов-буддистов, римлян на пикирующих истребителях, а уж как страшен индийский народ под предводительством Ганди, когда они запускают в нашу сторону ядерную ракету…
О Civilization V
Пятая основная игра из серии пошаговых стратегий вышла спустя 5 лет после прошлой игры, в 2010 году. На данный момент она содержит в себе 2 крупных дополнения и 13 мелких, содержащих в себе карты и новые нации. Игра была тепло встречена критиками и обычными игроками, но уже тогда ценители старых частей начали говорить что геймплей упрощается в угоду большинству.
Из плохого в игре отмечают: слабый искусственный интеллект; политика, дипломатия и торговля стали более примитивными; шпионаж, религия и другие фишки были перенесены в DLC. Возможно игра и упростилась по сравнению с предыдущими, но такой ход позволил привлечь внимание казуалов к игре. Несмотря на все упрощения, были добавлены и новые, революционные для устоев серии идеи. Так интерфейс стал более удобным; квадратная карта заменилась на шестиугольную; небольшие нации превратились в города-государства; была переработана боевая система, теперь на 1 клетке мог находиться только 1 юнит.
О Civilization VI
Шестая часть вышла спустя добрых 6 лет после пятой, в 2016 году и на данный момент содержит в себе 1 вышедшее крупное дополнение, 1 крупное будущее дополнение и 6 мелких. Многих удивило что нововведения пошли на усложнение механик, в игре больше приходилось думать наперёд. Порог вхождения в игру стал несколько выше чем у пятой части. Нововведения и изменения: отсутствие дипломатической победы и создания ООН (ожидается в грядущем дополнении); добавлена принципиально новая система городских районов; изменения в политике и дипломатии; частично переработанные системы технологий, великих людей, ресурсов, рабочих, счастья, религии и археологии; возможность слияния юнитов; новый стиль графики и дизайна.
Шестую цивилизацию начали сравнивать с пятой, как когда-то саму пятую с четвёртой. Игроки отмечают что по сравнению с предыдущими частями, визуально шестая самая сложная, вместе с новыми улучшениями пришёл и бардак. Курс на эргономичность, взятый в Civilization 5, изменён.
Сравнение
Схожесть пятой и шестой цивилизации заключается в том, что обе игры являются «революционными» по сравнению к предыдущей части. Старые игроки находят в них недостатки, когда для новых игроков это идеальные игры без недочётов. Также можно отметить что обе эти игры по состоянию на релиз являются недоделанными, корявыми и скудными на новые фишки. Firaxis привыкли доделывать, исправлять и дополнять свои игры уже после релиза.
Отличительными, не самыми приятными, особенностями 5 и 6 цивилизации является их зависимость от DLC, ведь разработчики из вышеупомянутой студии Firaxis Games стали переносить механики и функции старых игр в отдельные платные дополнения. В пятой цивилизации этими функциями оказались религия и шпионаж и некоторые дипломатические особенности, в шестой возможностей хоть и стало больше чем, исчезло, но дипломатия пострадала в угоду религии. Странно что в 21 веке разработчики ставят приоритет на религию, а не дипломатию.
Плавно перейдём к итогам. Сравнивать игры из серии Civilization все ровно что сравнивать телефоны марки iPhone или игры из серии Counter Strike. Шестая цивилизация приемник пятой, пятая приемник четвёртой и так далее. Да, появляется что-то новое, графика из-за современных технологий становится лучше, но в целом это одна и та же игра.
Заключение
Нельзя точно сказать какая игра из серии лучшая, каждая хороша чем-либо для кого-либо. Игра не становится принципиально другой, она подстраивается под новое время и тенденции. Каждая часть отличается и в хорошую и в плохую сторону от предыдущей, но это не остановит легендарную серию и её развитие, миллионы игроков во все времена как играли так и будут играть в Цивилизацию. Разве это плохо?