Подшипник есть у всего, что движется на колёсах: автомобилей, мотоциклов, роликов, скейтбордов и так далее. Без него не одна вышеперечисленная конструкция будет сложно передвигаться.
Что такое подшипник?
Подшипник — это деталь, которая уменьшает трение колеса на втулку и вращает его. Он выглядит как толстая круглая гайка, а состоит из: внутреннего и внешнего колец; шариков; сепаратора.
Внутреннее кольцо крепится к валу и фиксирует колесо на месте.
Сепаратор держит шарики и не даёт им уходить в сторону. Ещё он повышает скорость вращения — то, насколько быстро может крутиться изделие.
Внешнее кольцо движется за счёт “скольжения” по шарикам. Так оно крутит колесо.
Это общая конструкция подшипника. Ещё они бывают полуоткрытыми — пыльник только с одной стороны, а ещё закрытыми — защитные накладки с двух сторон. Их разница только в том, насколько часто нужно обслуживать изделие. Полуоткрытые придётся чаще чистить, смазывать.
Пришло время разобраться, что нужно знать при выборе подшипника. Вот главные характеристики:
- Максимальная нагрузка — сколько нужно приложить веса, чтобы сломать изделие. Она рассчитана, в среднем, на 100 килограмм.
- Допустимое количество оборотов — насколько быстро может крутиться колесо. Находится в районе 3400 оборотов в минуту.
- Класс точности — определяет назначение подшипника, то есть насколько “ювелирно” он выполнен.
- Вид смазки для шариков — она не даёт стираться, а также перегреваться. Бывает жидкая или пластичная.
- Вибрации, шумы — лучше, чтобы их не было.
Что такое ABEC?
ABEC — это стандарт качества. Он определяет, насколько точно сделано изделие и для каких целей оно подходит. Класс точности определяется по 3 параметрам:
- Устойчивость — сколько выдержит
- Долговечность — сколько времени не сломается
- Степень шума и вибраций — чем больше, тем хуже.
Она определяется по числам: 1 — нормальная; 3 — повышенная; 5 — высокая; 7 — прецизионная; 9 и 11 — сверхпрецизионная. Чем больше число, тем точнее подшипник. Но выбирают запчасти не только посмотрев на цифру.
Подшипник выбирают по назначению. Для быстрого манёвренного катания на роликах или скейтборде подойдёт класс от “седьмого”. А когда нужно, чтобы колесо не развалилось после первого трюка — до “пятого”.
Самые распространенные подшипники для роликов или досок — ABEC-5 и 7. О них написано ниже.
ABEC-5
Эти подшипники подходят для любителей. Они не разгоняются до большой скорости, поэтому их можно ставить в детские роликовые коньки. Такой класс заточен на спокойную прогулку в городе, где нет разбитых дорог и не нужно сильно разгоняться.
При правильном обслуживании, ABEC-5 нужно менять раз в 1-2 года, если он не подвергался слишком большим нагрузкам. Каждые 100 километров пробега его нужно чистить. Для этого нужно:
- Открыть подшипник.
- На 2-3 минуты опустить в раствор бензина, затем потрясти их. Потом вылить его и налить новый. Затем можно “замочить” на несколько часов.
- Опрыскать шарики с сепаратором жидкостью WD-40, протереть, высушить.
- Нанести смазку. Для обычных прогулок подойдёт пластичная на литиевой основе. Жидкая смазка наносится тогда, когда нужно повысить скорость и увеличить накат. Но она быстрее заканчивается, поэтому менять её надо чаще.
После прогулки в дождливую грязную погоду, обязательно нужно обслужить подшипники. Если вовнутрь попадет песок с грязью, они ломаются.
ABEC-7
Более профессиональные подшипники. Их используют там, где нужна скорость и манёвренность. Они не подходят для детей младшего возраста, потому что у них больше накат. Ещё их легче сломать. Этот класс боится песка, воды, пыли, мелких камней. Поэтому, их нужно тщательно обслуживать, а также не кататься по нечищенным дорогам.
Обслуживаются подшипники ABEC-7 так же, как “пятёрки”. Но из-за класса с точностью выше, ABEC-7 надо чаще обслуживать. После каждых 60 км их нужно чистить и смазывать. А после прогулки под дождём их необходимо обслужить вне зависимости от времени последней чистки.
Сравнение
Общие черты:
- Максимальная скорость. У этих подшипников ощущается разница на скорости 300 километров в час. Человек развивает только 30-40.
- Прочность. ABEC-5 и ABEC-7 ломаются, когда на них выполняют трюки или катаются в “экстремальных” условиях. Они предназначены для катания по ровной поверхности, а не по рампам.
- Тип конструкции. Бывают разборные и неразборные. Открыть можно оба вида. Только у неразборного есть стопорное кольцо.
Отличия:
- Точность подшипника. ABEC — это аббревиатура класса точности. Цифры в нём — показатель. Чем больше, тем точнее. ABEC-7 выполнен “ювелирнее”, чем ABEC-5.
- Допуск — это расстояние между деталями. У 5-го он больше в 2 раза.
- Устойчивость к износу. Когда не подшипник не обслуживается должным образом, он изнашивается, а потом ломается. В таком случае “семёрка” разрушится быстрее.
- Накат — то, насколько быстро подшипник набирает скорость. Чем больше класс, тем лучше накат.
- Цена за набор. Стоимость в интернет-магазинах за сносные ABEC-5 начинается от 8$ или 500 рублей, а ABEC-7 — от 10$, то есть 700 рублей.
Это всё, что есть в интернете. Остальное производители скрывают.
Какой выбрать
Теория закончилась, настал момент практики: какой подшипник лучше выбрать. Здесь нет конкретного выбора, потому что выбирать нужно исходя из применения изделия, а не только класса.
ABEC-5 подходит для обычных прогулок по городу или местам, где ровный асфальт. Его используют любители, хоккеисты на роликах, лыжероллеры. Он не сломается после первого неудачного движения, имеет неплохой накат и скорость.
ABEC-7 выбирают те, кто занимается слаломом и другими занятиями, где нужны накат со скоростью. Но они требуют тщательного ухода за ними. Каждые 60 километров их надо прочистить и смазать.