busava

В то время как за рубежом трамвайный транспорт заново рождается, в России его напрочь уничтожили в Архангельске, Ногинске и еще 12 городах. Более грязный и менее экологичный автобус является наиболее распространенным видом городского общественного транспорта (ГПТ). В чем же их отличия для пассажира?

Что такое автобус?

Автобус – это безрельсовое средство наземного транспорта, предназначенное для перевозки 8 и более пассажиров. Он обладает меньшей маневренностью, чем индивидуальный автомобиль, но тоже способен перестраиваться в другой ряд, разворачиваться и объезжать препятствия на дороге. За исключением остановочных пунктов и площадок для разворота, не требует специальной инфраструктуры.

Автобус

Что такое трамвай?

Трамвай – вид массового транспорта, использующий специальные пути – рельсы и электротягу. Обслуживает самые напряженные направления и центры продвинутых в транспортном отношении городов.

Похож на поезд рельсовым способом передвижения и металлическими колесами и на электропоезд прикреплением штангами к проводам. За городскими границами в трамвайных перевозках часто используются рельсовые пути для электропоездов, в муниципальных перевозках возможна интеграция с метрополитеном.

Трамваю нужно меньше ширины улицы, чем автобусу, что позволяет экономить площадь для расширения тротуаров и зелененых зон, организации велодорожек и даже парковок.

Трамвай

Что объединяет эти виды транспорта?

Они оба относятся к наземному транспорту массового пользования, подвозящему пассажиров к городу, внутри него и между городами.

Сравнение преимуществ и недостатков

Удобнее сравнивать в таблице:

Отличительный признак Автобус Трамвай
Экологичность Выбросы на уровне тротуаров оксидов азота, углерода, серы, формальдегидов и бензапирена, что провоцирует рост заболеваний населения. Более экологичен, не загрязняет пылью и выхлопными газами памятники и дома, не подвержен влиянию гололеда и не требует песчано-соляных смесей.
Маневренность Довольно легко объезжает препятствия, например, если выделенная для него полоса занята попавшим в аварию автомобилем. Нет, поскольку при сходе с рельсов движение становится невозможным. Приходится делать больший радиус пути при повороте.
Сложность управления Проще, чем в остальных видах ГПТ.
Вместимость и провозная возможность До 150 пассажиров, до 9000 пасс. в час. Часовая загрузка у 1 вагона выше от 1,5 раз и более. Вагоны можно отсоединять и присоединять, экономя на водителях.
Крутизна уклона Может быть выше из-за лучшего сцепления резиновых колес с дорожной поверхностью. Ниже из-за возможного проскальзывания металлических колес по металлической поверхности рельса.
Особенность двигателя Быстрее, плавнее и без переключения передач набирает скорость, экономичнее и нет щеток, что резко снижает износ
Затраты на инфраструктуру Жидкое топливо дороже, чем электричество с сопутствующей ей инфраструктурой. Создание обходится дороже, содержание намного дешевле.
Возможность изменения маршрутной сети ГПТ ходит по заранее заданному маршруту, но при ремонте и культурно-массовых мероприятиях нужные участки схемы движения заменяют на другие безопасные. Проблематично, поскольку нужно прокладывать рельсы, протягивать провода и устанавливать электрические подстанции.
Подверженность пробкам Есть, даже если едет не по выделенной полосе, поскольку автомобили ее пересекают для поворотов направо и въезда во дворы. Нет. За исключением случаев, когда рельсы утапливаются в дорожное полотно до уровня его поверхности и возможен выезд на трамвайные пути.
Средняя скорость движения, км/ч 10-20 15-25
Уровень шума Технология с резиновыми прокладками и бетонным основанием сводит шум и вибрацию к минимуму.
Срок службы, лет 10 30-40

Поскольку управлять рельсовым транспортом ощутимо проще, особенно на обособленных от других средств передвижения маршрутах, то заработная плата ниже, чем у водителей автобусов. Это объясняет факт преобладания в трамвайном вождении женщин, которым трудно конкурировать с мужчинами – обладателями профессиональных водительских прав.

По экспертной оценке на май 2019 г. себестоимость перевозки 1 пассажира автобусов на 40 % выше, чем трамваем.

Автобус и трамвай

Подытожим

Автобус и трамвай являются отдельными звеньями одной системы ГПТ и с наибольшим эффектом работают при исполнении своих ролей. Трамвай эффективен в городах с населением от 300 000 человек и на маршрутах с пассажиропотоком 2000 и более пассажиров в час. Среди видов наземного транспорта только он позволяет приспосабливать длину подвижного состава под суточное и сезонное изменение пассажиропотока добавлением или расцеплением вагонов. В миллионниках трамвай как более скоростной вид используется в межрайонном сообщении, для связей с пригородами, а автобусный – внутри районов.

Трамвайный транспорт следует использовать в крупных городах, на магистралях с устойчивым пассажиропотоком. Автобусный – на нецелесообразных для рельсовых перевозок местах (горы с крутыми подъемами и спусками и т.п.), где он позволяет изменять маршруты, использовать транспортные средства разной вместимости, что целесообразно на линиях с малым пассажиропотоком.

Благодаря простоте управления, предсказуемости движения и отсутствию жидкого топлива трамвай безопаснее, так как реже попадает в аварии. И он более выгоден для бизнеса, которому важна стабильность для планирования ведения дел на несколько лет вперед.

Важное преимущество трамвая в России заключается в предсказуемости времени поездки, поскольку при обособлении его путей время поездки пассажира не зависит от пробок. Поэтому на такой транспорт гораздо охотнее пересаживаются водители собственных автомобилей, ищущие альтернативу способу передвижения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить