В то время как за рубежом трамвайный транспорт заново рождается, в России его напрочь уничтожили в Архангельске, Ногинске и еще 12 городах. Более грязный и менее экологичный автобус является наиболее распространенным видом городского общественного транспорта (ГПТ). В чем же их отличия для пассажира?
Что такое автобус?
Автобус – это безрельсовое средство наземного транспорта, предназначенное для перевозки 8 и более пассажиров. Он обладает меньшей маневренностью, чем индивидуальный автомобиль, но тоже способен перестраиваться в другой ряд, разворачиваться и объезжать препятствия на дороге. За исключением остановочных пунктов и площадок для разворота, не требует специальной инфраструктуры.
Что такое трамвай?
Трамвай – вид массового транспорта, использующий специальные пути – рельсы и электротягу. Обслуживает самые напряженные направления и центры продвинутых в транспортном отношении городов.
Похож на поезд рельсовым способом передвижения и металлическими колесами и на электропоезд прикреплением штангами к проводам. За городскими границами в трамвайных перевозках часто используются рельсовые пути для электропоездов, в муниципальных перевозках возможна интеграция с метрополитеном.
Трамваю нужно меньше ширины улицы, чем автобусу, что позволяет экономить площадь для расширения тротуаров и зелененых зон, организации велодорожек и даже парковок.
Что объединяет эти виды транспорта?
Они оба относятся к наземному транспорту массового пользования, подвозящему пассажиров к городу, внутри него и между городами.
Сравнение преимуществ и недостатков
Удобнее сравнивать в таблице:
Отличительный признак | Автобус | Трамвай |
Экологичность | Выбросы на уровне тротуаров оксидов азота, углерода, серы, формальдегидов и бензапирена, что провоцирует рост заболеваний населения. | Более экологичен, не загрязняет пылью и выхлопными газами памятники и дома, не подвержен влиянию гололеда и не требует песчано-соляных смесей. |
Маневренность | Довольно легко объезжает препятствия, например, если выделенная для него полоса занята попавшим в аварию автомобилем. | Нет, поскольку при сходе с рельсов движение становится невозможным. Приходится делать больший радиус пути при повороте. |
Сложность управления | – | Проще, чем в остальных видах ГПТ. |
Вместимость и провозная возможность | До 150 пассажиров, до 9000 пасс. в час. | Часовая загрузка у 1 вагона выше от 1,5 раз и более. Вагоны можно отсоединять и присоединять, экономя на водителях. |
Крутизна уклона | Может быть выше из-за лучшего сцепления резиновых колес с дорожной поверхностью. | Ниже из-за возможного проскальзывания металлических колес по металлической поверхности рельса. |
Особенность двигателя | – | Быстрее, плавнее и без переключения передач набирает скорость, экономичнее и нет щеток, что резко снижает износ |
Затраты на инфраструктуру | Жидкое топливо дороже, чем электричество с сопутствующей ей инфраструктурой. | Создание обходится дороже, содержание намного дешевле. |
Возможность изменения маршрутной сети | ГПТ ходит по заранее заданному маршруту, но при ремонте и культурно-массовых мероприятиях нужные участки схемы движения заменяют на другие безопасные. | Проблематично, поскольку нужно прокладывать рельсы, протягивать провода и устанавливать электрические подстанции. |
Подверженность пробкам | Есть, даже если едет не по выделенной полосе, поскольку автомобили ее пересекают для поворотов направо и въезда во дворы. | Нет. За исключением случаев, когда рельсы утапливаются в дорожное полотно до уровня его поверхности и возможен выезд на трамвайные пути. |
Средняя скорость движения, км/ч | 10-20 | 15-25 |
Уровень шума | – | Технология с резиновыми прокладками и бетонным основанием сводит шум и вибрацию к минимуму. |
Срок службы, лет | 10 | 30-40 |
Поскольку управлять рельсовым транспортом ощутимо проще, особенно на обособленных от других средств передвижения маршрутах, то заработная плата ниже, чем у водителей автобусов. Это объясняет факт преобладания в трамвайном вождении женщин, которым трудно конкурировать с мужчинами – обладателями профессиональных водительских прав.
По экспертной оценке на май 2019 г. себестоимость перевозки 1 пассажира автобусов на 40 % выше, чем трамваем.
Подытожим
Автобус и трамвай являются отдельными звеньями одной системы ГПТ и с наибольшим эффектом работают при исполнении своих ролей. Трамвай эффективен в городах с населением от 300 000 человек и на маршрутах с пассажиропотоком 2000 и более пассажиров в час. Среди видов наземного транспорта только он позволяет приспосабливать длину подвижного состава под суточное и сезонное изменение пассажиропотока добавлением или расцеплением вагонов. В миллионниках трамвай как более скоростной вид используется в межрайонном сообщении, для связей с пригородами, а автобусный – внутри районов.
Трамвайный транспорт следует использовать в крупных городах, на магистралях с устойчивым пассажиропотоком. Автобусный – на нецелесообразных для рельсовых перевозок местах (горы с крутыми подъемами и спусками и т.п.), где он позволяет изменять маршруты, использовать транспортные средства разной вместимости, что целесообразно на линиях с малым пассажиропотоком.
Важное преимущество трамвая в России заключается в предсказуемости времени поездки, поскольку при обособлении его путей время поездки пассажира не зависит от пробок. Поэтому на такой транспорт гораздо охотнее пересаживаются водители собственных автомобилей, ищущие альтернативу способу передвижения.