Под налогами и сборами принято понимать регулярные платежные обязательства перед государством предприятиями различных форм собственности. Эти понятия всегда тесно переплетаются друг с другом, так как предполагают совершение оплаты указанной суммы средств в бюджеты различных уровней. Существует ряд отличий между этими определениями.
Характеристика терминов
Налогом считается совершаемый организацией или физическим лицом обязательный платеж в государственную казну. Сумма взноса варьируется от дохода предприятия или частного предпринимателя. Налоги формируют основной доход страны. Кроме налоговых платежей бюджет державы состоит из других поступлений:
- Доходов от сдачи в аренду государственного или муниципального жилья.
- Доходов от передачи государственной или муниципальной собственности иному лицу путем заключения сделки о купле-продаже.
- Доходов от осуществления платных услуг местными органами самоуправления.
- Взимания штрафов и компенсаций.
Налогу присущи такие признаки:
- Обязательность совершения платежа.
- Безвозмездность взноса.
- Оплата только в денежном выражении.
Цель налогообложения – обеспечение финансовой стабильности государства и муниципалитетов. Налоги обязаны оплачивать не только организации, но и граждане. Благодаря налогообложению государство формирует социальную защиту населения.
Сбором является осуществление обязательного платежа гражданами или организациями за совершение конкретных действий государственных органов. Сбор имеет с налогом следующие общие признаки: обязательность осуществления платежа и денежную форму взноса. Отличительным нюансом является возмездность оплаты. Сбор взимается за предоставление государством конкретной услуги для граждан или предприятий. Поэтому, у сбора другая цель – покрыть расходы на работу государственных органов и структур, которые задействованы в оказании административных услуг.
Сходство и различия между понятиями
Между определениями существуют некоторые сходства, которые отображаются в таком контексте:
- Оба вида отчислений регулируются действующим законодательством и прописаны в Налоговом Кодексе Российской Федерации.
- Сумма уплаченных средств по обоим видам платежей распределяется в государственной казне.
- Каждый платеж может совершаться как на местном, так и на региональном уровнях.
Помимо сходств, платежи имеют отличия. Если сравнивать эти понятия, то можно отметить существенную разницу между поступлениями их в бюджет. Она выражается в таких признаках:
- Первый не является целевым платежом, а второй взимается за предоставление определенного перечня услуг.
- Первым облагаются лица, установленные на законодательном уровне в обязательном порядке с определением базы и ставки. Второе понятие взимается в частном порядке, в зависимости от его назначения.
- Первый является регулярным и систематическим платежом, а второй носит одноразовый характер, включая оплату за оказанную услугу.
- Первый подлежит к оплате в определенном периоде, платеж не подлежит отсрочке. Второй оплачивается частным лицом только тогда, когда есть потребность в получении информации.
- Предприятие до тех пор облагается налогом, пока оно существует. Сбор оплачивается в одноразовом порядке.
- Первый регламентируется специально установленной законодательством ставкой, а второй одинаковой фиксированной суммой.
- Если предприятие не оплачивает налоги вовремя, к нему применяются штрафные санкции и взыскания. Что касается сбора, при отсутствии оплаты от физического лица аннулируется предоставление услуги.
- Первый предусматривает денежную форму оплаты, а второй может быть оплачен в другой форме.
Разновидности платежей
В законодательной базе РФ налоги подразделяются на такие виды:
- Федерального назначения, которые состоят из НДС, НДФЛ, единого социального, на прибыль предприятий и акцизных сборов.
- Регионального назначения, включает в себя налог на имущественные ценности организаций.
- Местного назначения, состоят из налога на собственность физических лиц, на рекламу, на землю и прочее.
Налоги имеют прямую форму распределения и косвенную. Прямая форма поступления в бюджет непосредственно связана с получением предприятием прибыли от собственной деятельности. Косвенная форма предполагает платежи от реализации товаров и услуг.
Пополнение бюджета тоже происходит по определенному принципу. Таможенные сборы распределяются только в федеральную казну. Регулирующие платежи пропорционально накапливаются в бюджетах различных уровней: государственном, областном, местном.
Сравнивая оба определения, можно сделать вывод, что они предусмотрены законодательством РФ для того, чтобы поддерживать финансовую деятельность государства и обеспечивать содержание необходимых органов и структур. Стоит отметить, что налог является обязательным платежом, а сбор взимается только в случае необходимости предприятия или частного лица в получении нужной информации.