otm40

Каждый человек хотя бы раз в жизни, получив в школе или институте свою тетрадь после проверки, задавался вопросом, почему так? Почему 4, а не 5? Почему преподаватель похвалил, но поставил 3?

Прежде всего, стоит разобраться, что похвала и выставленная отметка – не одно и то же. Именно поэтому в педагогике существует два понятия: оценка и отметка. В некоторых случаях они являются синонимами, однако обозначают разные вещи.

Оценка

Слово «оценка» образовано от глагола «оценивать», то есть высказывать суждение о ценности или значимости чего-либо. Когда речь идёт об ученическом ответе, учитель смотрит содержание и правильность. Результатом этого процесса является отметка, которая выставляется в тетрадь или журнал.

Оценки

Анализируя работу, педагог высказывает мысли не только о том, насколько верно она выполнена, но и об успехах ребёнка при выполнении данного задания. Например, когда не очень успешный ученик, обучающийся обычно на 2-3 балла, выполняет сложное задание, учитель говорит «Молодец», «Умница» и т.п., но в журнал пишет цифру, а не слово.

Педагог анализирует работу, подсчитывая ошибки, проще говоря, рецензирует полученный материал. Исходя из полученных результатов или при сравнении успеваемости одного и того же ученика в разные периоды, учитель высказывает заключение, основанное на критериях оценивания. То есть отметка является результатом оценивания.

Отметка

Если посмотреть на словообразовательную цепочку самого слова, станет ясно, что образовано оно от глагола «отмечать», т.е. делать метку. Под меткой в педагогике понимается некий символ, который преподаватель выставляет в журнал успеваемости. Для российских школ наиболее распространённый тип меток: 1,2,3,4,5. То есть это количество баллов, полученных за ответ. Существует десяти- и стобалльная система. Для Америки характерно выставление буквенных меток, где О приравнивается к 5+, а U к 1.

Отметка 5+

Армения, Грузия, Белоруссия обучаются по десятибалльной системе, а Украина перешла на 12-балльную.

Критерии, по которым педагоги выставляют ту или иную отметку, прописаны в рабочих программах по каждому предмету, и обычно каждый предметник заранее озвучивает, какой балл за что ставится. Однако даже в рамках одного предмета эти критерии могут меняться. Так за 3 ошибки в диктанте по русскому языку ученик ещё может получить «4», если две из них на одно правило; а вот в словарном диктанте выше «тройки» за такую работу ставить нельзя.

Также будут отличаться отметки за выполнение задач различной сложности. В некоторых школах, например, для контрольных работ готовят несколько вариантов заданий: на 3 балла, на 4 и на 5. Школьник, выполнивший верно все задания на «тройку», 3 балла и получит. А тот, кто допустит ошибки, но будет выполнять задания на «пятерку», запросто может рассчитывать на 4 балла.

«Единица» ставится в том случае, когда задание не выполнено вообще или списано, и преподаватель смог это доказать.

Общие черты

Как бы не отличались понятия «Оценка» и «отметка», в некоторых случаях они синонимичны.

Когда учитель рядом с «пятёркой» пишет «Молодец!», оценочная составляющая совпадает с балльной. Так же происходит, когда «кол» или «двойка» выведены жирным шрифтом или занимают бОльшую часть тетрадного листа. В этом случае о негодовании учителя говорит именно шрифт, а не сами слова.

В 1 классе учителя начальной школы обычно клеят наклейки или ставят печати со смайликами. Выражение мордочки смайлика соответствует определенному баллу. Таким образом, учитель с помощью эмоции смайлика показывает результат проверки работы ученика. А родители, зная, какой смайлик какому баллу соответствует, делают выводы об успеваемости своего ребёнка.

Различие понятий

Итак, определив понятийный аппарат, можно сделать вывод, что отметка – понятие более узкое, нежели оценка. Первая выражается одним-двумя символами, в то время как вторая может быть высказана достаточно длинной речью.

Отметка всегда фиксированная (за исключением случая добавления + или -), но в официальные бланки такие полубаллы не ставятся. В школьном аттестате или дипломе вуза цифра заменяется словами «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно», что соответствует 5, 4 или 3.

Оценка же может быть любой, главное, чтобы она была озвучена (или прописана) грамотно, цензурно и необидно для ученика. Оценка призвана стимулировать школьника или студента к дальнейшей плодотворной работе. Например, если преподаватель скажет, что ребёнку совсем чуть-чуть не хватило до «пятёрки», при этом похвалит старание, вероятность того, что ребёнок в следующий раз приложит все усилия для более качественной подготовки или ответа, будет гораздо выше. И наоборот: если ученика постоянно ругать и указывать на ошибки, не обращая внимания на успехи, качественная успеваемость будет падать.

Поэтому лучшей оценкой будут высказывания типа «Сегодня не получилось, но видно, что старался. В следующий раз обязательно получится». Большую ошибку допускают учителя, сравнивающие разных обучающихся. С точки зрения педагогики, единственно верным будет сравнение ученика только с самим собой в динамике. Например, в 1 четверти Вася делал 20 ошибок в примерах на деление, а в 3 четверти уже 10. Да, это всё ещё «двойка», но прогресс большой.

Разобраться в понятийном аппарате этих схожих слов совсем нетрудно, однако, к сожалению, современное педагогическое образование таково, что далеко не все специалисты, приходящие работать в школу, понимают разницу. Отсюда и трудности в оценивании, и недостаток мотивации у детей, обучающихся у таких педагогов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить