ponn44

В чём разница между словами «знать» и «понимать»? Поскольку тема повествования крайне гуманитарная и неоднозначная, то можно привести лишь одно из мнений, господствующих в лингвистике. Это объяснимо как минимум тем, что грань между некоторыми словами размыта и неточна, а при живом использовании и вовсе перемешивается. Но это не отрицает важности темы, поскольку слова «знать» и «понимать» отражают встречающиеся постоянно уровни восприятия информации. Умение «опознавать» на каком уровне находится владение человеком теми или иными сведениями помогает понять, насколько коснулись его эти сведения, являются ли они живыми и смыслообразующими частями его мировосприятия или пустыми энциклопедическими фантомами, не играющими никакой роли в его жизни.

Знание как ментальное восприятие

Знание само по себе – не понимание, поскольку представляет собой исключительно мысленное восприятие информации. Как правило, это что-то наподобие заученных ещё в школьные годы истин, которые могли быть даже не подвергнуты анализу, не говоря о принятии их всем собой и проверку на практике. Про людей, которые только и делают, что копят в себе знания, было сказано ещё в библейские времена, будто они «выбрасывают драгоценные камни в море». Такой подход в ту суровую и практичную эпоху неудивителен, ведь жизнь человека была коротка, и борьба за неё шла острее, чем сейчас, поэтому для такой роскоши как «знание ради знания» не было абсолютно никакой возможности.

Знание

Ценилось то, что могло принести пользу, улучшить человеческую жизнь и было проверено делом, а человек, который такую ценность как знание оставлял без использования, считался вопиющим глупцом или безумцем. Помимо того, что такой человек не принесёт пользы, он вряд ли сможет осознать знание всем собой, оно останется для него лишь пыльным мифом, а не реальностью, в которой он был бы твёрдо убеждён, уверенно при этом стоя на ногах.

Правда, прийти к пониманию можно не только практическим путём, но он – самый наглядный и работает с давних времён. Исходя из вышенаписанного, можно понять, что знание – это сведение, которое не было доведено человеком до его подлинного восприятия как реальности. Это абстракция, которую человек знает умом, но не верит всем остальным своим существом.

Понимание как целостное восприятие

Понимание же, в отличие от знания, является непосредственно прожитым и принятым опытом, в котором человек может быть убеждён даже бессознательно. Например, много знать о вреде курения и понимать его вредоносность для себя лично – абсолютно разные понятия. Можно быть детально осведомлённым обо всех опасных заболеваниях, что несёт с собой сигаретный дым, об осложнениях, и прочих неприятных вещах, но к настоящему пониманию при этом не приблизиться. Оно может пронзить человека, когда подобные проблемы из разряда теоретических перейдут в практическую область и с ними будет иметь дело не только разум. Или же необходимость хорошо учиться и сдавать экзамены становится полностью понятной ученику, лишь когда он почувствует приближение армейского призыва или просто «пролетит» с поступлением в желаемый им вуз. Таким образом, понимание – это ощущение того или иного знания правильным, убеждённость в нём на личном опыте и же умение соотнести его с окружающей действительностью.

Понимание

Схожесть знания и понимания

Исходя из вышенаписанного, можно разглядеть такие сходства этих двух понятий как:

  • Их принадлежность к информационной сфере.
  • Их природа как одного и того же, но проявляющегося на разных уровнях.

В принципе, эти две общие черты полностью раскрывают разницу между двумя состояниями восприятия информации. Это информационные понятия, которые говорят о том, насколько глубоко и полно человек усвоил те или иные сведения о мире. Но на этом их схожесть заканчивается.

Сравнение знания и понимания

Сравнивая знание и понимание, следует осознавать, что всё дело в полноте и глубине постижения. Понимание – это расширенное знание, а знание – недозревшее до полного принятия понимания. Как правило, знание – абстрактно, ввиду своей теоретической природы, а понимание – конкретно, ввиду своей соотнесённости с практикой. Разницу между этими двумя понятиями легко углядеть в обычной человеческой жизни.

В нашем обществе люди привыкли равнять свои теоретические убеждения, вычитанные порой из сомнительных источников, с реальностью. По большому счёту, даже в том, что Земля круглая, мы убеждены лишь теоретически, поскольку не видели её из иллюминатора космической ракеты и не совершали кругосветное путешествие, чтобы прочувствовать её «круглость». И вот здесь то и лежит та особенность нынешних людей, которая позволит понять, где пролегает граница между знанием и пониманием. Можно думать, будто есть твёрдые правила жизни, по которым она функционирует, обязательные цели, которые должны быть у каждого человека, но что случается, когда человек проверяет такие убеждения на практике? Далеко не все люди оказываются правыми в споре с жизнью и порой вынуждены переучиваться в соответствии с теми «уроками», которые она им даёт. Эти люди имели в своей голове лишь воздушные замки, которые казались реальными, но совсем ими не были. Даже если эти замки и имели что-то общее с реальностью, зачастую корректировка жизнью меняет их до неузнаваемости. И вот между глубиной, реальностью понимания и абстрактностью, отрешённостью моделей знания и пролегает та самая граница, которая отличает их друг от друга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить