
Классические советские малолитражки ВАЗ-2101 «Жигули» и «Москвич-412» постепенно уходят в прошлое, но пока ещё встречаются как на дорогах, так и в продаже на вторичном рынке. Бывает, что за машину практически без пробега просят 30-40 тысяч рублей, а за изношенную – всего несколько тысяч. Смешные цены и ностальгия по советскому прошлому привлекают определённую категорию покупателей: тех, кому нужен предельно простой и надёжный автомобиль для поездок за город; нередко это люди старшего поколения без опыта вождения.
Но выбор между «копейкой» и «москвичом» в современных реалиях не так уж прост: обе машины имеют как технические, так и практические достоинства и недостатки. Для начала, рассмотрим паспортные характеристики обоих ветеранов.
ВАЗ-2101
Созданные на базе итальянского FIAT-124, «Жигули» стали первой машиной на конвейере только что построенного Волжского автозавода, и выпускалась с 1970 по 1984 гг. Для тех лет, ВАЗ-2101 был вполне современным и качественно собранным автомобилем. В период 1974-1983 гг. выпускались также ВАЗ-21011 с обновлённым кузовом и усовершенствованным двигателем; а в 1977-1988 гг. – ВАЗ-21013, в котором в кузов от 21011 устанавливался мотор от исходной «копейки».
Технические данные ВАЗ-2101:
- Кузов – седан.
- Посадочных мест – 5.
- Длина кузова – 4073 мм.
- Ширина – 1611 мм.
- Высота – 1440 мм.
- Колёсная база – 2424 мм.
- Дорожные просветы — 175 мм под передней осью, 170 мм под задней.
- Объём багажника – 325 л.
- Масса снаряженная – 955 кг.
- Масса максимальная – 1355 кг.
- Мощность двигателя – 64 л.с.
- Средний расход топлива на 100 км – 8,8 л.
- Объём топливного бака – 39 л.
«Москвич-412»
По сравнению с «жигулями», «москвич» — машина предыдущего поколения. Он выпускался в 1967-1977 г. в Москве, а в Ижевске (под индексом ИЖ-412) – до 1998 г. Впрочем, и в 1980-х гг. выпускавшиеся на московском заводе АЗЛК седан «Москвич-2140» и универсал на его базе представляли собой рестайлинговые версии «412-го», унаследовавшие от него кузов, мотор и большую часть агрегатов.
Технические данные «Москвича-412»:
- Кузов – седан.
- Посадочных мест – 5.
- Длина кузова – 4120 мм.
- Ширина – 1550 мм.
- Высота – 1480 мм.
- Колёсная база – 2400 мм.
- Дорожный просвет — 176 мм под обеими осями.
- Объём багажника – 350 л.
- Масса снаряженная – 1045 кг.
- Масса максимальная – 1445 кг.
- Мощность двигателя – 75 л.с.
- Средний расход топлива на 100 км – 8,8 л.
- Объём топливного бака – 46 л.
В чём машины схожи?
Хотя и совершенно разные технически, и «копейка», и «москвич» принадлежат к одному классу, поэтому весьма близки по важнейшим потребительским свойствам:
- Имеют один тип кузова, близкие габариты, как внешние, так и внутренние, и равное количество посадочных мест.
- Близки по динамическим характеристикам.
- Их грузоподъёмности по массе равнозначны, а по объёму – почти равны.
- По паспорту имеют одинаковый расход топлива.
Чем машины отличаются?
С точки зрения водителя, различия между ВАЗ-2101 и «Москвичом-412» проистекают не только из устройства машин, но также из особенностей производства в советское время и конъюнктуры современного авторынка.
- «Москвич» имеет солидное, по меркам малолитражек, преимущество в тяговооружённости – 11 л.с. Благодаря этому, он заметно лучше, чем ВАЗ-2101, ведёт себя на просёлке и имеет ограниченную возможность двигаться по бездорожью.
- Хотя отношение колёсной базы к колее лучше у «копейки» — 1,86 против 1,94 у «412-го» — ВАЗ менее поворотлив, чем «москвич».
- «Москвич» с оригинальным карбюратором в холодное время года запускается гораздо труднее, чем «копейка». У более поздних модификаций с карбюратором от ВАЗ-2101 запуск несколько менее хлопотен, но «жигули» всё равно вне конкуренции.
- Более архаичная конструкция «412-го» требует производить смазку чаще и в большем количестве точек, чем у ВАЗ-2101.
- При близких значениях толщин кузовного железа, корпус «москвича» благодаря двойной кривизне листов и обработке сварных швов медью, должен быть жёстче и прочнее, чем у «жигулей». Но это – в теории. На практике, качество изготовления кузовов на АЗЛК с годами неизменно ухудшалось; в частности, омеднение швов могло отсутствовать, да и в целом сварка могла быть откровенно плоха, как и штамповка. По отзывам, кузова «412-х» ижевского производства заметно лучшего качества, но при этом изготовлены из листа на 0,1 мм тоньше, что негативно сказывалось на их усталостной прочности. По сравнению с этим, кузова ВАЗ-2101 изготавливались при гораздо большей культуре производства и на более «свежем» оборудовании, что положительно отражалось на их прочности и долговечности.
- Качество покраски и антикоррозийной обработки у ВАЗ-2101 лучше, чем у «москвичей», что означает большую долговечность корпуса. У «москвичей» качество лакокрасочного покрытия зависит, что называется, от воли случая; наилучшими по этому показателю являются машины экспортных партий.
- При разнообразии дизайнерских решений в различных модификациях, качество отделки салона и шумоизоляции, в целом, выше у «копейки». Качество «412-х» и в этой области нестабильно; машины завода ИЖ показывают себя лучше, чем московские.
- С запуском в 2010 г. государственной программы утилизации старых автомобилей, владельцы начали массово избавляться от «москвичей», и их общая численность сильно уменьшилась. В результате сегодня найти «москвич-412» с небольшим пробегом гораздо сложнее, чем аналогичные «жигули». Затруднён и поиск запчастей для «412-х»: сейчас они уже не производятся, и практически единственным источником запчастей являются разборы; соответственно, доступны только б/у узлы и агрегаты. Для ВАЗ-2101, помимо советских и бывших в употреблении, доступны новые запчасти китайского производства.
Если покупать, то какую?
Нужно понимать, что «москвич» в любом случае не подойдёт неопытному автолюбителю: обслуживание этой машины всегда требовало от владельца дисциплины и смекалки. В наши дни ситуация усугубляется ещё и глубоким износом большинства сохранившихся автомобилей, и дефицитом запчастей.
В качестве «авто для дачи» ВАЗ, менее трудоёмкий в обслуживании и более ремонтопригодный, выглядит гораздо предпочтительнее.
Независимо от выбранной модели, стоит искать машину с минимальным пробегом или прошедшую капитальный ремонт, но ни в коем случае не после аварии. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что даже «нулёвая» машина, тридцать лет простоявшая в гараже, потребует капиталовложений в дефектовку и замену испортившихся от времени узлов.