Одним из факторов, на которые следует обращать внимание при выборе автомобиля является тип подвески. Плавность и комфорт при движении играют немаловажную роль. Желание обладать транспортным средством, способным одинаково хорошо вести себя на асфальте и при движении по бездорожью возникает у каждого автолюбителя.
Споры о том какая подвеска имеет лучшие характеристики бесконечны. На этот вопрос нет однозначного ответа. Сформировавшиеся стереотипы относительно области применения некоторых типов выглядят так: внедорожникам — зависимую, легковым машинам среднего класса — комбинированную, спорткарам — двухрычажную. Каждая система имеет свои достоинства и недостатки.
Что такое подвеска?
Подвеской считается часть автомобиля, входящая в состав шасси, которая служит промежуточным звеном между его кузовной частью и дорожным полотном. Работа подвески заключается в том, чтобы удар, полученный при контакте с препятствием, был преобразован в перемещение упругого элемента. В результате этого перемещения гасится энергия удара и увеличивается плавность хода.
Существует ряд основных требований к подвескам. К ним относится: поддержание машины в горизонтальном положении при любых воздействиях; способность гасить возникающие колебания; упругость всех её элементов, их прочность и долговечность.
Подвески классифицируются следующим образом:
- Зависимая (может быть на поперечной и продольной рессорах, с направляющими рычагами, с упорной трубой, подвеска De Dion, торсионно-рычажной).
- Независимая (различают подвеску на косых и двойных поперечно расположенных рычагах, с качающимися полуосями, с одинарными или двойными продольными рычагами, «Макферсон», с поперечными рычагами).
- Активная, то есть изменяющая жёсткость и положение по команде устройства управления (пневматическая, гидравлическая, пневмогидравлическая).
Рассмотрим и сравним два типа подвесок, нашедших наиболее широкое распространение: зависимую и независимую.
Зависимый тип подвески
Она упрощенно представляет собой два противоположных колеса, жёстко соединённых между собой одной балкой. Воздействие на одно колесо приводит к изменению положения второго. Зависимой подвески в большей степени предназначена для эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях.
Плюсы и минусы любой подвески зависят от её конструкции, но есть и общие для всех свойства.
Преимуществами такой подвески является:
- Постоянный клинерс, то есть дорожный просвет остается неизменным, что даёт ей преимущество в движении по бездорожью.
- Высокая устойчивость к повреждениям и прочность.
- Недорогое обслуживание.
- Небольшое количество составляющих деталей и, как результат, надёжность.
Отрицательные стороны зависимой подвески:
- Меньшая устойчивость и управляемость, по сравнению с независимым вариантом.
- Достаточно высокие требования к дорожному покрытию при движении с большой скоростью.
- Низкий уровень комфорта.
- Невысокая информативность рулевого управления.
Независимый тип подвески
В данном типе подвески колёса не связаны друг с другом, то есть действуют независимо. Независимая подвеска имеет преимущество при движении по трассе с большой скоростью и устанавливается, как правило, на легковых автомобилях.
К преимуществам независимой подвески можно отнести:
- Малые отклонения относительно продольной оси.
- Хорошую управляемость.
- Хорошее сцепление с дорожным покрытием.
- Высокий уровень комфорта.
Минусами этого типа подвески можно назвать:
- Дорогостоящее обслуживание и ремонт.
- Короткий ход рычагов подвески, что может привести к уменьшению клиренса.
- Большое число деталей, из которых состоит подвеска и, соответственно, большая вероятность повреждения, по сравнению с зависимой.
- Сложность проведения ремонтных работ в полевых условиях.
В чём сходство и различие независимой и зависимой подвесок?
Оба эти типы подвесок объединяет одно предназначение — сделать нахождение в транспортном средстве более комфортным и безопасным.
Конструктивно независимую и зависимую подвеску объединяет наличие упругих элементов, направляющих элементов и амортизаторов. Эти функции может совмещать в себе одна деталь, например рессора.
Благодаря различной конструкции, зависимая и независимая подвеска имеют ряд отличий:
- В зависимой два колеса жёстко соединены, зависят друг от друга. В независимой каждое действует самостоятельно; воздействие на одно не отразится на другом.
- В независимой меньше неподрессоренных масс, так как отсутствует мост, в противоположность зависимой.
- Независимая подвеска чувствительна к установке колес отличного от положенного размера, поскольку они являются частью кинематики подвески.
- Необходимым условием эффективного действия независимой подвески является нахождение кинематического центра над поверхностью дороги, другими словами при максимальных отклонениях подвеска должна находиться выше уровня дороги.
- Независимая подвеска имеет меньший риск опрокидывания при попадании в яму на большой скорости, благодаря отсутствию жёсткого взаимодействия противоположных колёс.
В пользу какой подвески сделать выбор решает покупатель. Следует обратить внимание не только на уровень комфорта, но и на стоимость обслуживания и запчастей, отзывы по срокам эксплуатации элементов подвески и репутацию производителя.