Наверняка у многих на слуху термины «малый» и «средний» бизнес. В век стремительного развития человеческих возможностей ни один аспект полноценной жизни не остался нетронутым. Цивилизация всеобъемлющим образом подвергла трансформациям и выгодоприобретательскую деятельность человека, запатентовав понятия малого и среднего бизнеса. Организационную структуру и отличия между этими двумя видами экономической деятельности следует чётко разложить по полочкам.
Малый бизнес
Этот термин приобщен для использования в неофициальных кругах, характеризуя предпринимательскую активность отдельного индивида. Нередко он используется и в нормативно-правовых актах. Наравне со средним бизнесом малое предпринимательство даёт весомый процент в государственную казну ежегодно, определяя темпы экономического роста.
Его основными выразителями в общемировом масштабе выступают:
- Отсутствие подотчётности какому-либо монополистическому предприятию на рынке, что чаще всего является плюсом, чем минусом.
- Гибкость и высокая степень адаптационных свойств, позволяющих идти нога в ногу с рыночным спросом.
- Образование огромного количества рабочих мест, которые стабилизируют процентное соотношение занятого и незанятого слоя населения.
- «Вовлекательная» функция, способствующая вовлечению широких масс к процессу обмена и приобретения.
Среди локальных, организационных деталей, благодаря которым малый бизнес наречён таковым, различают:
- Количество штата (от 15 до 100 человек).
- Объём выручки.
- Целостность предприятия или фирмы.
Средний бизнес
Охват среднего предпринимательства превышает масштабы малого. Зачастую имеет разветвлённую структуру, объединённую в сеть магазинов под «знаменем» одного предприятия. Потребительский диапазон здесь намного внушительнее, приоритетом выступает качество изготовляемой продукции и её дальнейшая реализация на рынке.
Критерии среднего коммерции:
- Количество сотрудников превышает 100 человек.
- Сеть из нескольких предприятий или филиалов.
- Акцентирование на эффективность последующего сбыта продукции.
- Покрытие экономического пространства нескольких городов, выходя даже за пределы области.
Смежные особенности малого и среднего бизнеса
Несмотря на перечень индивидуальных характеристик, наталкивающих на мысль, что общего между средним и малым бизнесом нет совершенно, упрёки в тотальной разноплановости остаются необоснованными.
Дабы окончательно развеять эти заблуждения, следует отметить, что оба:
- Могут сосуществовать на одном и том же рынке.
- Формируют солидный процент в доле валового внутреннего продукта.
- Являются предприятиями, нацеленными на удовлетворения социальных запросов.
- Руководствуются статистикой рыночного спроса и предложения для увеличения востребованности на рынке.
- Подлежат налогообложению.
- Оперируют национальной валютой.
- Имеют за собой перспективы юридического закрепления статуса «крупный бизнес».
Как показывает практика, им очень легко адаптироваться под колебания рыночной конъюнктуры, буквально «держать руку на пульсе современного общества», в отличие от крупного бизнеса со своей громоздкостью и отлаженным, малоподвижным по отношению ко внешним изменениям механизмом.
Отличительные черты как регулятор юридического статуса
Довольно справедливо было бы сказать, что малый и средний бизнес – это звенья одной цепи. Разница заключается лишь в предпринимательских масштабах и определённых ограничениях, критерии же у них зачастую одни и те же. Разнятся они в количестве выпускаемой продукции и штатных сотрудников, объёме денежной выручки и размерах предприятия. По всем вышеперечисленным параметрам лидирует среднее предпринимательство. При условиях выдачи кредита различные финансовые учреждения, взирая на принадлежность предприятия к тому или иному виду бизнеса, руководствуются конкретными стратегиями.
Тем не менее, государство законодательно закрепило за малым бизнесом ряд преференций. К ним относятся:
- Понижение давления со стороны административного аппарата.
- Льготы.
- Специальный налоговый режим.
- Упрощённая процедура бухучета и статистической отчётности.
Под серьёзным натиском со стороны конкурентов с минимальной поддержкой государства гордо сражается средний бизнес, претерпевая на раннем этапе ощутимые падения и кризисы. Успех среднего бизнеса зависит напрямую от умения улавливать колебания рынка, гибко следовать заданному курсу. Всё это возложено на плечи менеджмента, которой должен обладать, казалось бы, взаимоисключающими качествами: усидчивостью и инициативностью. При хорошем экономическом климате достигнуть цели не так уж и трудно.
Заключение
Можно сделать вывод, что финансовая и законодательная поддержка малого и среднего бизнеса для государства обязана быть в приоритетах, так как именно они определяют цифру макроэкономического показателя под общепризнанным сокращением ВВП. Именно малому и среднему предпринимательству отведена главенствующая роль.